ЖАН БЕРО – ПАРИЖСКИЙ САЛОННЫЙ ХУДОЖНИК



Кондитерская Gloppe на Елисейских Полях

«Салонный» — это не оскорбление. Было, в своё время, такое интересное направление в академической живописи.

Художник Jean Beraud (Жан Беро) написал огромное количество жанровых работ о жизни Парижа и парижского общества. Иногда его работы были откровенно злыми. Это особенно заметно в его картинах на евангельские сюжеты, когда Жан Беро переносит библейский сюжет в Париж начала двадцатого века.

И он действительно был салонным художником.

Вот что о салонной живописи говорит «Энциклопедия современной живописи»:

Мастера не столько выражали себя, сколько создавали образ красоты, который удовлетворял хорошему вкусу их современников; увы, порой „хороший вкус“ понимался как нечто раз навсегда данное и не развивающееся, неизменное. Оттого многие картины выглядят искусственными, застывшими, надуманными, порой слащавыми — и техническое мастерство их не спасает.

Совершенство рисунка, изящество линий, тонкая проработка цвета, тщательная детализация, „возвышенный“ и понятный сюжет, а главное — рационалистически выверенная система правил, предписывающая подход к изображению того или иного объекта. От живописца требовалась эффектная композиция и виртуозность, а также стремление отражать некий идеал.


Художник Jean Beraud

Сам термин «салонное искусство» возник в Париже по той причине, что во французской столице существовало жюри, которое отбирало произведения искусства, которые можно было показать широкой публике и это жюри явно поддерживало академистов и неоклассиков, работы которых выставлялись в «Квадратном салоне». Впоследствии термин приобрёл более широкое значение и стал применяться далеко за пределами Парижа.

Однако, давайте вернёмся к Жану Беро.

Художник Jean Beraud (Жан Беро) родился в декабре 1848 года в городе Санкт-Петербурге. Его отец был скульптором и по приглашению императорской семьи участвовал в строительстве Исаакиевского собора.

В 1853 году Беро-старший внезапно умер и его вдова с четырьмя маленькими детьми была вынуждена вернуться в Париж.

В Париже маленького Жана Беро определили в лицей Бонапарта – у молодого человека было огромное желание изучать юриспруденцию и получить профессию адвоката. Однако, очень скоро Jean Beraud оставил юриспруденцию и поступил в Школу изящных искусств, где учился у известного французского художника-портретиста Леона Бонна.

После окончания Школы искусств Jean Beraud поселился в квартале художников на Монмартре, открыл собственную мастерскую и начал писать портреты. Свои работы художник регулярно выставлял в Парижском салоне. В 1876 году Беро пишет картину «Возвращение с похорон». Его первая жанровая картина, которая с огромным восторгом была принята публикой и критиками. Именно эта картина стала первой в серии работ художника о парижской жизни.

Изначально Жан Беро пишет свои полотна в соответствии с академическими канонами, но с годами всё больше «сдвигается» к импрессионизму. В те времена маститые импрессионисты чурались Париже и писали, в большей мере, окрестности города, живописные французские ландшафты и т.п. А Jean Beraud предпочитал писать Париж, его сутолоку, многолюдные улицы и шикарные солоны. Особенно его увлекали кафешантаны (рестораны и кафе, в которых выступали артисты) с их яркими красками, атмосферой праздника и бесшабашной радости.

В 1887 году Жан Беро становится рыцарем (ему присвоен титул), а через семь лет получает Орден Почётного легиона. Он всё меньше пишет сам и всё активнее участвует в работе разнообразных комиссий и жюри.

Однако, в 1890 году художник пишет серию картин на «религиозную тему». Но можно ли назвать эти работы религиозными? На картине «Магдалина в доме фарисеев» публика с ужасом узнала в кающейся Магдалине известную парижскую куртизанку Лиану де Пужи. А изображенные на полотне персонажи из числа фарисеев оказались «знакомыми» политиками, деятелями культуры и просто столпами французской морали. Был страшный скандал!

Впрочем, художника скандалы мало волновали – он заседал в своих комиссиях, иногда писал картины и выставлял их на разнообразных выставках. Жены и детей у него не было. Он пережил всех своих родственников и скончался в октябре 1935 года в Париже.



Симфония красного и золота


Магдалина в доме Симона фарисея


Пустите детей приходить ко Мне


У церкви Святой Троицы


Ветреный день на Мосту Искусств


После ошибки


Выезд буржуа


Выход из Лицея Кондорсе


Бульвар Капуцинов


В кафе


В бистро


У входа в театр


Важные персоны


Оруженосица


Ветер


Ломбард


Женщины, катающиеся на коньках


Полёт биплана братьев Райт


Пьеретта


Сценка в театре


Модистка


Парижское кафе


Письмо


Молодая женщина, переходящая через бульвар

Комментариев нет:

Отправить комментарий