Технологии, которые мы потеряли



Человек многое изобрел, но не меньше утратил. Множество технологий, опередив свое время, исчезли навсегда, так и не найдя себе применения. Другие пришлось открывать заново.


Антикитерский механизм






Во время исследования древнегреческого затонувшего судна вблизи острова Антикитер в 1901 году ученые наткнулись на странное устройство. Оно содержало 27 бронзовых шестерёнок в деревянном корпусе, на котором были размещены циферблаты со стрелками. Механизм получил название Антикитерского от места, где был найден. Современной науке понадобилось еще 70 лет, чтобы понять суть устройства, которое по реконструкции использовалось для расчёта движения небесных тел (не только Солнца и Луны, но и пяти известных в древности планет — Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна), а также для предсказания затмений. После греков подобные механизмы создавались, но гораздо более примитивные - астрономические шестерёночные календари византийского и исламского периодов.


Антидепрессанты древности


Древние греки и римляне использовали для поднятия духа и избавления от депрессии напиток, который получил название «непенф», известный еще под названием «вино забвения». О нем впервые упоминается в поэме Гомера «Одиссея». Возможно, что этот напиток происходил из Египта и обладал наркотическим эффектом.

Другой древний народ – арии – изобрели «хаому», питие которое использовали жрецы в ритуальных практиках. Его изготовляли из семян неизвестного современным ученым растения, которые имели, согласно источникам, горький привкус, и поэтому сам напиток разбавляли молоком.



Медицинское чудо Галена


Древнеримский врач и философ II века нашей эры – Гален создал уникальную технологию лечения катаракты (помутнение хрусталика). Он использовал специальный инструмент собственной разработки, представлявший собой палочку (внутри она была полой), на одной стороне которой было отверстие и острие – с другой. Острие он вводил в глаз пациенту, с другой стороны высасывал катаракту из глаза больного. Таким методом Гален вылечил многих из своих пациентов. Гален проводил уникальные операции по трепанации черепа и протезированию зубов. Трепанация была особенно актуальна в те времена. К тому времени Рим уже вступил в эру бесконечных пограничных войн с наступающими варварскими племенами. Во время конфликтов часты были случаи, когда солдаты погибали от смертельного удара копья или стрелы в голову. Трепанация, которую до Галена в Риме, согласно источникам, никто не проводил, позволяла сохранить жизнь многим воинам.


Эолипил



Эолипил (в переводе с греческого – «шар бога ветров Эола»), созданный древнегреческим ученым I века нашей эры Героном Александрийским, был прототипом современной паровой турбины. Эолипил представлял собой наглухо запаянный котел с двумя трубками на крышке. На трубках устанавливался вращающийся полый шар, на поверхности которого были установлены два Г-образных патрубка-сопла. В котел через отверстие заливалась вода, отверстие закрывалось пробкой, и котел устанавливался над огнем. Вода закипала, образовывался пар, который по трубкам поступал в шар и в Г-образные патрубки. При достаточном давлении струи пара вырывались из сопел и начинали быстро вращать шар. Построенный современными учеными по чертежам Герона эолипил развивал до 3500 оборотов в минуту! Это изобретение можно считать первым реактивным двигателем.


Торговый автомат античности


Герон Александрийский разработал механизм по продаже «святой воды». Языческим храмам необходимо было привлекать к себе прихожан, чтобы получать доход. Самым верное средство – показать зевакам «чудо», за которое надо заплатить. Такое чудо и создал гений Герона.

Внутренний механизм устройства был достаточно прост и состоял из точно сбалансированного рычага, управляющего клапаном, который открывался под действием веса монеты.

Монета падала сквозь щель на небольшой лоток и приводила в действие рычаг и клапан. Клапан открывался, вытекало некоторое количество воды. Затем монета соскальзывала с лотка, и рычаг возвращался в исходное положение, закрывая клапан. Согласно некоторым источникам, порция «священной» воды во времена Герона стоила 5 драхм. Прихожане, видя, что вода приходит как бы «неоткуда», принимали это как чудесное знамение.

Спасительная косметика



Древние египтяне разработали сложную религиозную систему. Духовные нормы и представления были не только делом мировоззренческо-ритуальных практик, но и переносились на быт людей. Так, нанесение макияжа (его использовали и мужчины, и женщины) имело религиозное значение. Накрашенные глаза были олицетворением солнца, которое дает жизнь. У макияжа было и чисто практическое значение. Нанесение «магического круга» вокруг глаз «малахитовой зеленью» (краска для глаз на основе растертого камня малахита) уберегало их от солнца и инфекции. Это делало кожу, как в современной рекламе, более упругой, а зрение дольше сохранялось.
http://russian7.ru/
Сергей Качан

5 исчезнувших религий




Многие древние религии давно уже канули в Лету. Одни исчезли без следа, другие до сих пор влияют на ход истории.

Друидизм


О друидах мы большей частью знаем от греческих и римских авторов, в частности, львиную долю сведений современные историки черпают из «Записок о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря. Последний пишет о кровавых ритуалах кельтских жрецов – приношении в жертву преступников, пленных, а за неимением таковых – невинных людей. Все это ради получения милости от своих богов.

Плиний Старший сообщает о еще более страшном ритуале друидов – каннибализме.

Недавние археологические раскопки в английском графстве Чешир подтверждают слова Плиния. Найденная бедренная кость, расколотая вдоль, как полагают исследователи, говорит о том, что друиды таким образом получали доступ к костному мозгу.

Жрецы-друиды не имели храмов и совершали свои обряды в священных рощах, вселявших благоговейный трепет в сердца простых смертных. Любопытно, что память об этом сохранилась и в христианские времена – такие места часто считались «обиталищем дьявола».

Друидизм принято считать обычным язычеством, однако для некоторых исследователей друидизм отнюдь не примитивная религия.

Французский мыслитель Рене Генон считал, что в сакральных доктринах, проповедуемых друидами, был заключен синтез всех знаний человеческого мира.

В XVII – XVIII вв. в Британии произошел всплеск интереса к религии древних кельтов. Сегодня, по данным телеканала BBC News, к друидам себя причисляют более 10 000 британцев.


Манихейство



Религиозно-философское и эзотерическое учение – манихейство – зародилось в III веке н. э. на Ближнем Востоке и к XI веку распространилось на территориях от Северной Африки до Китая. Манихейство иногда называют синкретической религией, так как в ней можно обнаружить черты зороастризма, неоплатонизма, христианства и буддизма.

Родоначальником манихейства считают выходца из персидского княжеского рода Сураика (214-277), прозванного Мани. Проповедник ставил себя в один ряд с Иисусом и Буддой. В частности, на параллели с Христом указывает его следующее высказывание:

«после того как я уйду из мира и отправлюсь в дом моих людей, соберу я всех избранных, которые уверовали в меня, в том месте; возьму я каждого к себе».

В основе манихейского учения лежит дуализм – противопоставление Света и Тьмы, Добра и Зла. Однако в своей картине мира Мани исходил из равноправного взаимодействия противоположных начал. Тем самым он освобождал от ответственности бога за существование в мире зла.

Современные исследователи называют манихейство «эзотеризмом без верхушки» из-за отказа признавать существование Единицы – полного Абсолюта. Манихеи делали акцент на законе космического равновесия, в котором окончательная победа Добра или Зла означала бы коллапс Вселенной.

Сегодня манихейство является синонимом «мировой ереси», так как это учение долгое время успешно проникало во многие религии и культурные контексты. Следы манихейства можно также обнаружить в обрядах славянского язычества и структуре масонских лож.

Зороастризм



Зороастризм – первая книжная пророческая религия. Ее учение основываются на откровениях Спитамы Заратуштры, полученные им от бога Ахура Мазды. Историки очень расплывчато датируют годы жизни пророка – от начала 2 тысячелетия до н. э. до 6 века до н. э. Местом возникновения зороастризма, по мнению большинства исследователей, является Северо-Восточный Иран. Однако некоторые считают, что религия могла зародиться на Южном Урале.

Проповеди Заратуштры носили большей частью этический характер, обличающий деяния арийских вождей и колдунов. В них пророк осуждал насилие, грабеж и кровавые ритуалы, восхвалял честность и труд, а также призывал к миру.

Основные постулаты веры зороастрийцев собраны в священной книге – Авесте. Зороастризм апеллирует к онтологической оппозиции добра и зла, однако в полном смысле дуалистической религией его считать нельзя: зороастрийцы верили в Единого Бога, творца всего сущего. Зороастризм можно назвать религией добродетели: личное спасение не было главной целью учения, достаточно было исполнять свой долг верующего, труженика и семьянина.

К настоящему времени зороастризм практически растворился в исламе, но небольшие общины его приверженцев еще существуют в Иране (гебры) и Индии (парсы). Сегодня в мире насчитывается менее 100 тыс. последователей зороастризма. Сохранились и некоторые обряды. Парсы, например, чтобы не осквернять священные стихии – огонь, воду, землю и воздух – хоронят умерших в «башнях молчания», отдавая тела на растерзание грифам. Парсом, как известно, был Фредди Меркьюри.


Митраизм



Митраистские барельефы, вырезанные на скалах и камнях, можно найти во многих странах западных провинций Римской империи – от Германии до Британии. Персидский культ Митры, начиная с I века н. э. через римских солдат стал проникать в Южную Европу и очень быстро завоевал там популярность. Митреумы вплоть до IV века оставались центрами религиозной жизни Рима.

Митра – воплощение образа солнечного бога и символ плодородия, но он также был гарантом закона и порядка. Митра покровительствовал тем, кто ведет праведный образ жизни, но был суров к законопреступникам и лжецам. Культ Митры был весьма популярен среди низов, так как провозглашал равенство и прельщал загробной жизнью.

Митраизм и внешне, и по содержанию обнаруживал заметные сходства с распространявшимся в тот период на территории Римской империи христианством.

Места вероисповедания обоих культов находились преимущественно в пещерах, там выстраивались алтари, на заднем плане которых высекались изображения спасителей человечества – Митры и Иисуса. Обе религии практиковали омовение, а также причастие хлебом и вином.

Менее гибкий митраизм не выдержал в итоге конкуренции с христианством и уступил. Однако влияние культа Митры все еще дает о себе знать. Например, в основе корриды лежит одно из деяний Митры – принесения в жертву священного быка.

Сабеизм


Большинство источников склоняются к мнению, что сабеизм – приверженцы которой почитали небесные светила – доисламская религия, сложившаяся на территориях Месопотамии, Аравии, Сирии и Малой Азии. Ее истоки следует искать в Вавилонской и Халдейской астрологии.

Арабский писатель Аль-Союти говорил о неком Сетх’е (его также называли Гермесом) как основателе сабеизма. Пирамиды, которые строили сабеи, с одной стороны рассматривались как модель планетарной системы, а с другой – как гробницы Сетх’а и Идриса – последний в исламе считается пророком, астрономом и математиком и отождествляется с библейским Енохом.

Средневековый хронист Ахмед Бен-Яхуа указывал на то, что каждая пирамида была посвящена определенной звезде или ее Правителю. Сабеи, по словам хронистов, стекались к пирамидам и, обратившись к Северу, пели молитвы семь раз.

Британский специалист по древней астрономии Уилсон считал, что это могли быть египетские пирамиды, которые он называл «монументальными памятниками, оставленными сабейскими миссионерами с Востока».

http://russian7.ru/
Тарас Репин

6 самых древних государств мира

Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось лишь название. Отметим 6 государств, которые в той или иной степени сохранили связь с Древним миром.
Армения
История армянской государственности насчитывает около 2500 лет, хотя ее истоки следует искать еще глубже – в царстве Арме-Шубрия (XII в. до н. э.), которое, по предположению историка Бориса Пиотровского, на рубеже VII и VI веков до н. э. превратилось в скифо-армянское объединение.
Древняя Армения – это пестрый конгломерат царств и государств, которые существовали одновременно или сменяли одно другое. Табал, Мелид, Мушское царство, хурритское, лувийское и урартское государства – потомки их жителей в конечном итоге влились в армянский народ.
Термин «Армения» впервые встречается в Бехистунской надписи (521 г. до н. э.) царя Персии Дария I, который так обозначил персидскую сатрапию на территории исчезнувшего Урарту. Позднее в долине реки Аракс возникает Араратское царство, послужившее основой для образования трех других – Софена, Малой Армении и Великой Армении. Примерно с III века до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа перемещается в Араратскую долину.
Иран

История Ирана – одна из самых древних и богатых на события. Опираясь на письменные источники, ученые предполагают, что возраст Ирана не менее 5000 лет. Впрочем, в иранскую историю они включают такое протогосударственное образование как Элам, находившееся на юго-западе современного Ирана и упоминающееся в Библии.
Первым наиболее значительным иранским государством было Мидийское царство, основанное в VII веке до н. э. В годы расцвета Мидийское царство значительно превышало в размерах этнографическую область современного Ирана Мидию. В Авесте эта область называлась «Страной ариев».
Ираноязычные племена мидийцев, по одной из версий, переселились сюда из Средней Азии, по другой – с Северного Кавказа и постепенно ассимилировали местные неарийские племена. Мидийцы очень быстро расселились по всему западному Ирану и установили над ним контроль. Со временем окрепнув они смогли разгромить Ассирийскую империю.
Начинания мидийцев продолжила Персидская империя, распространив свое влияния на огромные территории от Греции до Индии.
Китай

По утверждению китайских ученых, цивилизации Китая около 5000 лет. Но письменные источники говорят о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Это время начала правления династии Шан. Тогда была заложена система административного управления, которая развивалась и совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.
Китайская цивилизация развивалась в бассейне двух крупных рек – Хуанхэ и Янцзы, что определило ее аграрный характер. Именно развитое земледелие отличало Китай от его соседей, которые проживали не в столь благоприятных степных и горных районах.
Государство династии Шан вело достаточно активную военную политику, что позволило ей расширить свои территорий до пределов, включавших современные китайские провинции Хэнань и Шаньси.
К XI веку до нашей эры китайцы уже пользовались лунным календарем и изобрели первые образцы иероглифического письма. Тогда же в Китае сложилась профессиональная армия, использовавшая бронзовое оружие и боевые колесницы.
Греция

Греция имеет все основания считаться колыбелью европейской цивилизации. Около 5000 лет назад на острове Крит зародилась минойская культура, которая позднее через греков распространилась и на материк. Именно на острове обозначаются зачатки государственности, в частности, появляется первая письменность, возникают дипломатические и торговые отношения с Востоком.
Появившаяся в конце III тысячелетия до н. э. Эгейская цивилизация уже в полной мере демонстрирует государственные образования. Так, первые государства в бассейне Эгейского моря – на Крите и Пелопоннесе строились по типу восточных деспотий с развитым бюрократическим аппаратом. Древняя Греция быстро разрастается и распространяет свое влияние на Северное Причерноморье, Малую Азию и Южную Италию.
Древнюю Грецию часто называют Элладой, однако местные жители самоназвание распространяют и на современное государство. Для них принципиально подчеркнуть историческую связь с той эпохой и культурой, которая по сути сформировала всю европейскую цивилизацию.
Египет

На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры несколько десятков городов верхнего и нижнего течения Нила были объединены под властью двух правителей. С этого момента и начинается 5000-летняя история Египта.
Вскоре возникла война между Верхним и Нижним Египтом итогом которой стала победа царя Верхнего Египта. Под властью фараона здесь образовывается сильное государство, постепенно распространяющее свое влияние на соседние земли.
27-вековой династический период Древнего Египта и есть золотое время древнеегипетской цивилизации. В государстве формируется четкая административно-управленческая структура, развиваются передовые для того времени технологии, а искусство и архитектура поднимаются на недосягаемую высоту.
За прошедшие века в Египте изменилось многое – религия, язык, культура. Арабское завоевание страны фараонов кардинально повернуло вектор развития государства. Однако именно древнеегипетское наследие является визитной карточкой современного Египта.
Япония

Впервые упоминания о Древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века н. э. В частности, там говорится, что на архипелаге было 100 малых стран, 30 из которых установили отношения с Китаем.
Предположительно правление первого японского императора Дзимму началось в 660 году до н. э. Именно он хотел установить власть над всем архипелагом. Впрочем, некоторые историки считают Дзимму полулегендарной личностью.
Япония – уникальная страна, в отличие от Европы и Ближнего Востока на протяжении многих столетий развивавшаяся без каких-либо серьезных социальных и политических потрясений. Этому она во многом обязана географической изолированности, которая, в частности, обезопасила Японию от монгольского вторжения.
Если учитывать непрерывающуюся более 2,5 тысяч лет династическую преемственность и отсутствие кардинальных изменений границ страны, Японию можно назвать государством имеющим самое древнее происхождение.

50 мудрых мыслей японского народа



1. Сделай все, что можешь, а в остальном положись на судьбу.
2. Причину и пластырь можно приклеить где угодно.
3. Пировать приходят чужие, горевать — свои.
4. Лишняя вещь — лишняя забота.
5. Когда легко на сердце — и походка легка.
6. Без обыкновенных людей не бывает великих.
7. Благодарность помни так же долго, как и обиду.
8. Не было случая, чтобы голый что-нибудь потерял.
9. Где права сила, там бессильно право.
10. Нечестно нажитое впрок не идет.
11. Муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно — глаза плачут, а когда глаза плачут — руки вытирают слезы.
12. Спросить — стыдно на минуту, а не знать — стыд на всю жизнь.
13. Прямой человек, что прямой бамбук, встречается редко.
14. Мало быть мужем и женой, надо еще стать друзьями и любовниками, чтобы потом не искать их на стороне.
15. Пришла беда — полагайся на себя.
16. Бывает, что лист тонет, а камень плывет.
17. Легче найти 10 тысяч солдат, чем 1 генерала.
18. Любая женщина кажется красивой в темноте, издалека или под бумажным зонтиком.
19. Даже путь в тысячу ри начинается с одного шага.
20. Подумав — решайся, а решившись — не думай.
21. Победа достается тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник.
22. В пути нужен попутчик, в жизни — друг.
23. Нет врага опаснее дурака.
24. Не задерживай уходящего, не прогоняй пришедшего.
25. Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует.
26. Почитаемый храм узнаешь по воротам.
27. Горе, как рваное платье, надо оставлять дома.
28. Не бойся немного согнуться — прямее выпрямишься.
29. Cемь раз упади — восемь раз поднимись.
30. Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Солнце светит без цели кого-то согреть. Нашедший 30. себя подобен солнцу.
31. Никто не спотыкается, лежа в постели.
32. Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке.
33. В дом, где смеются, приходит счастье.
34. В улыбающееся лицо стрелу не пускают.
35. У кого веселый нрав, тот и сквозь железо пройдет.
36. Хорош ли лук — зависит от натягивающей его руки.
37. Когда есть любовь, язвы от оспы так же красивы, как ямочки на щечках.
38. Совершенная ваза никогда не выходила из рук плохого мастера.
39. Холодный чай и холодный рис терпимы, но холодный взгляд и холодное слово — невыносимы.
40. Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если ее решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно.
41. Быстро — это медленно, но без перерывов.
42. Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший — ее исправить.
43. Будь учителем своего сердца — не позволяй сердцу стать твоим учителем.
44. Колос зреет — голову клонит; человек богатеет — голову задирает.
45. Порой один миг дороже сокровища.
46. Пятьдесят сегодня лучше, чем сто завтра.
47. Женщина захочет — сквозь скалу пройдет.
48. Хороший купец не выкладывает весь товар сразу.
49. С тем, кто молчит, держи ухо востро.
50. Одна собака залает впустую — остальные подхватят всерьез.

7 причин улыбаться: научный подход

smile
Улыбка – самая легко распознаваемая эмоция лица. Улыбка запускает определенные процессы в мозге человека, активируя связь «мозг-тело». Так чем полезна улыбка?
1. Улыбка делает нас счастливыми (даже при плохом настроении).
Помните о связи мозг-тело? Так вот, обычная улыбка посылает в мозг сигнал, что мы счастливы. А когда мы счастливы, организм начинает вырабатывать различного рода эндорфины, которые поднимают настроение. Этот принцип был открыт в 1980-х годах и подтвержден целым рядом исследований. Но исследования показывают и обратную сторону: нахмурившись, люди начинают чувствовать себя несчастливыми.
2. Улыбка делает счастливыми окружающих тебя людей.
Улыбка – заразительна. Исследования показывают, что достаточно увидеть улыбающегося друга или подругу, и человек невольно начинает делать то же самое. Забавно, правда? Когда кто-то улыбается, он заражает хорошим настроением других людей. Улыбающийся человек приносит счастье.
3. Улыбка делает нас более привлекательными.
Мы обращаем внимание на людей, которые улыбаются. Существует фактор притяжения: мы хотим знать, кто и зачем улыбается. Хмурость и гримасы отталкивают людей, а улыбка привлекает. Очаровательная улыбка делает человека более привлекательным в глазах представителей противоположного пола. Поэтому, в следующий раз, когда будете назначать свидание, не забудьте улыбаться. Это сделает вашу «половинку» более счастливой, а вас – более привлекательными.
smile-meaning
4. Улыбка помогает снять стресс.
Улыбка помогает избавиться от усталости, изношенности и перегруженности. Улыбка способна уменьшать чувство тревоги. Когда сигналы, что мы счастливы (даже если это и не совсем так … в данный момент), достигают мозга, организм, как правило, уменьшает частоту дыхания и сердечных сокращений. Снижение уровня стресса очень благотворно сказывается на здоровье в целом, так как в результате снижается артериальное давление, улучшается пищеварение и нормализуется уровень сахара в крови.
5. Улыбка более привлекательна, чем макияж.
69% людей считают, что улыбающаяся женщина без макияжа более привлекательна, чем женщина без улыбки, которая использует косметику. Мышцы, которые мы используем, чтобы улыбаться, подтягивают лицо, что делает человека моложе.
6. Улыбка положительно влияет на здоровье.
Улыбка помогает иммунной системе работать лучше. Когда вы улыбаетесь, вы более расслаблены. Целый ряд исследований доказывает благотворное влияние смеха на здоровье человека, в т.ч. и то, что смех схож с мини-тренировкой, в результате чего сжигается жир и улучшается рельеф мышц пресса. Смех также улучшает кровообращение, снижает уровень сахара в крови, уменьшает уровень стресса и улучшает сон. Он также способен повышать в организме уровень антител, борющихся с инфекциями и улучшающих работу иммунной системы.
7. Улыбка делает вас успешней.
Улыбающиеся люди выглядят более уверенно. Наденьте улыбку на собрания и встречи, и люди будут реагировать на вас по-другому. Согласно исследованиям, опрошенные склонны считать, что такие люди более привлекательны, уверены в себе, порядочны и решительны.
http://fit4brain.com/39

«Алжирские женщины»: кто вдохновил Пикассо на создание картины, ставшей самым дорогим лотом аукциона




Пабло Пикассо. Алжирские женщины (Версия О), 1955 г.

В мае 2015 г. на аукционе Christie's в Нью-Йорке был установлен новый мировой рекорд – всего через 11 минут после открытия торгов со стартовой ценой $100 млн картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (Версия О)» (Les femmes d'Alger (Version "O") была продана за $179,365,000. На данный момент она считается самой дорогой картиной в мире, проданной на аукционе. Как появилось знаменитое полотно и кто вдохновил художника на его создание – не менее интересный объект внимания, чем тот покупатель, который приобрел картину за баснословные деньги и пожелал остаться неизвестным.




Эжен Делакруа. Алжирские женщины, 1834 г.

«Алжирские женщины» – это серия из двух литографий и 15 живописных полотен, написанных в 1954–1955 гг. Они были объединены одним названием и обозначены в алфавитном порядке буквами от «А» до «О». Серия работ вдохновлена одноименной картиной Эжена Делакруа 1834 г., на которой изображены наложницы в восточном гареме. Путешествуя по северной Африке, Делакруа гостил у султана в Алжире. Там ему довелось увидеть наложниц в гареме, что и вдохновило его на создание полотна. Эта работа стала вехой в истории изобразительного искусства, от нее были в восторге Матисс, Ренуар, Пикассо и Врубель.




Пабло Пикассо. Алжирские женщины (Версия А), 1954 г.



Пабло Пикассо. Алжирские женщины (Версия В), 1954 г.



Пабло Пикассо. Алжирские женщины (Версия Е), 1955 г.

Однако полотно Эжена Делакруа – не единственный источник вдохновения Пикассо. Для двух картин серии «Алжирские женщины» художнику позировала его жена – Жаклин Рок, которая была удивительно похожа на женщину в светлой блузе с картины Делакруа. Пикассо всегда подчеркивал ее сходство с красавицами из гаремов и часто изображал в восточных нарядах.




Пабло Пикассо. Алжирские женщины. Литография *2*, 1955 г.

Когда Пикассо впервые увидел Жаклин Рок, ей было 27 лет, а ему – 73 года. Она боготворила его и не скрывала своего восхищения – называла его «солнце» и «мой господин». Своей покорностью, благоговением и готовностью подчиняться Жаклин тоже напоминала художнику восточных женщин. Их союз продлился 20 лет, и 17 из них художник писал только свою жену. Она стала его последней музой. Через 13 лет после смерти Пикассо она застрелилась из пистолета, который ей когда-то подарил сам художник.




Пикассо учит Жаклин Рок курить по-цыгански, 1957 г. Фото Дэвида Дугласа Дункана



Пикассо и Жаклин Рок танцуют, 1957 г. Фото Дэвида Дугласа Дункана

По мнению экспертов, 15-я версия «Алжирских женщин» является самой значительной работой Пикассо, находящейся в частной коллекции, «кульминацией серии и совершенно выдающимся произведением». Данная работа испанского художника входила в частную коллекцию Виктора и Салли Ганц, купивших ее у Пикассо в 1956 году за 212,5 тыс. долларов. Ее продали в 1977 году после смерти супругов. А в 2015 г. эта работа стала самым дорогим произведением искусства в мире, проданным на торгах.




Жаклин Рок в соломенной шляпке, 1957 г. Фото Рене Бурри
Источник: http://www.kulturologia.ru/

Памятник российской императрице Екатерине II планируют восстановить в Симферополе

29,08,2015
Уничтоженный после революции памятник российской императрице Екатерине II планируют восстановить в Симферополе, работы начнутся осенью, сообщила руководитель общественной организации "Русское единство", супруга главы Крыма Сергея Аксенова Елена.
"Мы уже получили более 40 млн руб на расчетный счет и надеюсь, в ближайшее время, мы это памятник восстановим. Думаю, в начале октября мы начнем конкретные действия и в течение года-полутора справимся", - сказала Аксенова журналистам в пятницу в поселке Массандра под Ялтой.
По ее словам, восстановление бронзового многофигурного памятника на гранитном постаменте будет стоить от 60 млн руб до 120 млн. руб, пишет Интерфакс. 
"Разница в цифрах большая потому, что мы еще ведем переговоры с несколькими скульптурными мастерскими", - пояснила Аксенова.
Она отметила, что памятник будет восстановлен в городском саду Симферополя - на том же месте, где он стоял с 1890 по 1921 год.
"Вокруг него будет создана парковая зона по проекту прошлых лет - с красивыми фонарями, ограждениями, фонтанами", - добавила Аксенова.
Памятник Екатерине II был установлен в 1890 году в память о присоединении Крыма к России. У гранитного постамента были установлены скульптуры государственных деятелей екатерининской эпохи, участвовавших в присоединении Крыма - Александра Суворова, Григория Потёмкина, Василия Долгорукова, Якова Булгакова.

Никакого глобального рынка современного искусства нет

29/08/2015

ЛОНДОН. Такой тезис лег в основу новой книги «The Myth of a Global Art Market» профессора Олава Велтхюйса (Olav Velthyuys) из Университета Амстердама, специалиста в области экономики и социологии. Книга написана в соавторстве с профессором Стефано Байа Курони (Stefano Baia Curioni), который не побоялся сказать вслух о том, что многие видят, но не решаются комментировать публично — наше восприятие мирового арт-рынка является подделкой.

Олав Велтхюйс (Olav Velthyuys)
В последние десятилетия мировая торговля искусством рассматривается как что-то само собой разумеющееся. Предполагается, что современное искусство продается на «общем» мировом рынке, где расстояния больше не играют никакой роли. Арт-дилеры, коллекционеры, художники и кураторы говорят о рынке искусства как о большой деревенской ярмарке. Но эти идеи оказались мошенническими, пишет профессор Велтхюйс в № 35 (июль-август) The Art Newspaper.
На самом деле, на глобальном рынке искусства преобладают только три страны.
За исключением немногочисленных топ-лотов, которые доступны узкому кругу покупателей, общий мировой рынок — чистый миф. По последним данным ежегодного исследования TEFAF (The European Fine Art Foundation), в мире доминируют три страны: США, Китай и Великобритания, которые представляют 83% рынка. На долю Индии, Бразилии, России (стран из группы БРИК), Турции, Мексики и т.д., стран, которые мы обычно понимаем под «миром», приходится лишь около 1% продаж. Между тем, за последние 25 лет рост торговли произведениями искусства (через открытые тендеры) достиг 500%, и сегодня оборот аукционных домов превышает 1 млрд евро. Две трети от этой суммы оседает в США и Великобритании.
Художники и коллекционеры, в основном, представляют несколько стран.
Профессоры Алан Кемин (Alain Quemin) и Фемке ван Хест (Femke van Hest) проанализировали данные, опубликованные на немецком сайте artfacts.net, который ежегодно, начиная с 70-х годов, составляет рейтинг современных художников. Их исследования показали, что за последние десять лет список стран, представленных в этом рейтинге, остался практически неизменным и составляет не более 10% от общего количества стран в мире. Больше всего представлены Германия и США.
Другой анализ, проведенный специалистами по экономике культуры Ласе Щайнером (Lasse Steiner), Бруно Фрейем (Bruno Frey) и Магнусом Решом (Magnus Resch) на основе данных портала larryslist.com, рисует следующую картину среди коллекционеров: из 3 119 владельцев самых крупных частных коллекций в мире, 63% живут в Северной Америке или Европе, 24% в Азии. В Южной Америке и на Ближнем Востоке — соответственно 8% и 5%, а вот в Африке — всего 0,1%, или 16 человек.
Национальное искусство преобладает на аукционах. И в галереях своих стран.
Один из самых примечательных результатов исследования, проведенного профессором Велтхюйсом — локальность. Искусство продается и покупается чаще всего внутри одной страны. Например, учёные Кристоф Спаниерс (Christophe Spaenjers) и Люк Ренебууг (Luc Renneboog) считают, что 80% произведений американских и британских художников, предлагаемые на аукционах с 1957 по 2007 год, остались в своих странах. За этот период французские аукционные дома продали в общей сложности 68 518 работ своих соотечественников и только 644 картины британских авторов. Велтхюйс пишет о том, что на одной из крупнейших арт-ярмарок в мире — Art Basel, 2/3 галерей представляют всего 4 страны. На любых национальных ярмарках внутреннее присутствие наиболее заметно: местных художников всегда во много раз больше, чем представителей других стран.
Портал larryslist.com также подтверждает «региональный» характер коллекционирования. В Южной Америке, например, 89% коллекций содержат работы местных художников, и для азиатских и североамериканских коллекций этот показатель равен 82% и 76%. Исключением являются европейские коллекции, в которых только 43% работ были созданы художниками, рожденными на Старом Континенте.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Как определить подделку: секреты фальсификаторов


Можете ли вы распознать, если кто-то лжёт? Есть научно доказанные сигналы, которые большинство людей неосознанно используют когда лгут. Например, потные ладони, сухость в горле, неожиданно ставший тесным воротничок. Мы склонны смотреть верх и влево, когда придумываем ложь, и вверх и вправо, пытаясь вспомнить правду (у левшей наоборот). Но можете ли вы сказать, что какой-либо объект лжёт? На самом ли деле он то, чем кажется?
Есть способы распознать и эту ложь. Изучение того, как фальсификаторы научились пускать пыль нам в глаза, даёт некоторые подсказки того, как избежать обмана в будущем.
История искусства фальсификации знает весьма удивительных персонажей. Прежде, чем стать известным, Микеланджело занимался тем, что копировал древнеримские скульптуры. Он создавал новую скульптуру из мрамора, затем разбивал её, закапывал в саду и спустя какое-то время заявлял, что нашёл римский антиквариат. Кардинал, который купил у него эту скульптуру, только спустя несколько лет начал подозревать неладное и потребовал свои деньги назад у продавца, ставшего посредником в той сделке. Однако, продавец был счастлив согласиться на возврат, потому что к этому времени Микеланджело уже сотворил свою знаменитую Пьету и стал самым востребованным новым художником. Его якобы римская скульптура была второй раз продана за бешеные деньги, но уже как оригинал Микеланджело.
Многие из самых известных фальсификаторов создавали в глазах общества образ веселых гангстеров, иллюзионистов, непризнанных гениев. Средства массовой информации чаще всего так и изображали их — как безобидных «собратьев» Робина Гуда, которые обманывают исключительно богатых. Зачастую, эту стезю выбирают те художники, чьи оригинальные работы так и остались не признаны обществом. Они хотят показать нам, как мы были неправы, отвергая их. Очень часто их ловят спустя десятилетия успешной карьеры, благодаря случайно допущенной ошибке или анахронизму. Шон Гринхал (Shaun Greenhalgh) на протяжении 17 лет фальсифицировал все, что угодно, от древнеегипетских скульптур до акварелей XIX-го века. Он был полностью самоучкой, покупал книги, по которым копировал стиль и форму, заказывал материалы через Интернет или по почте, а в качестве творческой студии использовал садовый сарай. Он был пойман, когда, подделывая ассирийский барельеф VII века до нашей эры, случайно допустил ошибку в клинописи.
Но не все анахронизмы и ошибки были случайными. Лотар Мэлскат (Lothar Malskat) специализировался на подделке средневековых фресок, выдавая их за якобы найденные во время реставрации церкви. Они были так восхитительны, что правительство Германии распорядилось напечатать 4 млн почтовых марок с изображением деталей этих фресок. Успех пришел, но знал об этом только сам фальсификатор, и ему этого оказалось не достаточно. Мэлскат хотел известности, он даже рассказал о своем мошенничестве, но никто ему не поверил. Тогда Мэлскат подал сам на себя в суд, и в качестве доказательств содеянного представил общественности две «временных бомбы» — два намеренно допущенных анахронизма. В первом случае он изобразил индейку, а во втором — портрет Марлен Дитрих. Естественно, в средневековой Германии не могло быть ни первой, ни второй.
«Временные бомбы» могут определяться визуально, как в случае с Мэлскатом, или при помощи современных технологий. Отто Ваккер (Otto Wacker) был привлечен к суду после того, как два ведущих мировых эксперта по творчеству Ван Гога не подтвердили подлинность нескольких картин, проданных Ваккером. Голландский химик по имени Мартин де Вайлд (Martin de Wild) смог разрушить эту мистификацию. Исследуя полотна, он нашёл частицы свинца и смолы в «ваккеровском» Ван Гоге, которые были добавлены в масляную краску для того, чтобы она быстрее сохла. Настоящий Ван Гог никогда так не делал. Вольфганг Белтраччи (Wolfgang Beltracchi), который недавно был освобожден из тюрьмы, использовал для фальсификации картины титановый белый, между тем как оригинал подделки был написан за десять лет до появления этой краски. Одну из его подделок, кстати, приобрёл актер Стив Мартин.
Подобные случае не редки: фальсификатор может одурачить искусствоведа, но криминалиста — никогда. Проблема только в том, что произведения искусства очень редко подлежат судебно-медицинской экспертизе. Чаще всего для такой процедуры не находится причин и это объясняется только причудами и особенностями взаимоотношений в мире искусства. Экспертиза — не дорогой и не обязательно инвазивный метод исследования, но сложившиеся правила в сфере торговли произведениями искусства основаны на джентельменских соглашениях и соблюдении определённого этикета, и эту лодку не так просто раскачать. Если работа выглядит достаточно хорошо, и, что более важно, если история этой работы звучит убедительно, то этого достаточно для того, чтобы отказаться от дальнейших проверок. Ключ к определению подделки — в её происхождении, документальной истории объекта: контрактах, ссылках на работы в архивах, каталожных записях, квитанциях и так далее. Если эти документы убедительны, то большинство арт-дилеров никогда не будут «копать» глубже. А между тем, имея дело с поддельной или украденной работой, можно потерять не только свою комиссию или деловую репутацию, но и оказаться на скамье подсудимых. С другой стороны, горе-дилеру достаточно просто утверждать, что он был обманут, что и продемонстрировал громкий судебный процесс галереи Knoedler, которая осознанно продавала подделки.
Подлинность искусства — в его восприятии. Если мир думает, что работа подлинная, то она является подлинной. Фальсификаторы знают, что убедительное происхождение на самом деле более важно, чем эстетическое совершенство подделки или даже результат судебно-медицинской экспертизы. Представьте себе персонажа, который появляется в исторической книге, но на самом деле является выдумкой автора. Чем больше деталей мы узнаем о биографии персонажа, тем убедительнее его образ. Происхождение является биографией произведения искусства, но происхождение, как и искусство, можно подделать.
Картины Джона Майата (John Myatt) выглядели довольно хорошо, но любой специалист в состоянии определить, что они нарисованы акриловыми красками, а не масляными, как оригиналы Моне и Джакометти. Между тем, «эксперты» очень долго не замечали очевидных фактов — настолько убедительным было происхождение подделок. Соучастники Майата добавляли поддельные документы в реальные архивы, где позже их находили «исследователи», для того, чтобы доказать подлинность фальшивок Майата.
«Карта Винланда», приобретенная Йельским университетом, якобы первая карта Северной Америки, сделанная в XV-м веке, была изготовлена при помощи синтетических чернил из века ХХ-го. Но, несмотря на это, некоторые учёные до сих пор думаю, что карта подлинная из-за причудливой истории её появления в Йельском университете одновременно с совершенно подлинной рукописью XV-го века, которая, казалось, была вырезана из той же книги, что и «карта».
История подделок полна удивительных фактов и остроумных героев, но также она даёт нам реальные уроки того, как не быть обманутым в будущем. Не важно, сколько цифр в ценнике картины, которую вы покупаете, три или семь, вы не гарантированы от подделки. Но есть пять советов, которые помогут снизить риск стать жертвой фальсификаторов.
  1. Посмотрите на задник картины или нижнюю часть скульптуры. Здесь могут остаться этикетки от старых аукционов или марки прежних владельцев. Ленивые фальсификаторы могут проигнорировать эту часть работы, понадеявшись, что вы не будете проверять.
  2. Изучите документацию. Не легкая задача, но необходимая. Это поможет вам избежать риска возникновения неприятностей с законом в случае, если картина была украдена. Вы должны быть в состоянии доказать «должную осмотрительность» при покупке, убедиться, что продажа работы законна.
  3. Дважды проверьте происхождение. Убедитесь, что происхождение действительно соответствует этому объекту, а не заимствовано у другого. Обзвоните галереи, где выставлялась картина, а при любом подозрении — отправляйте картину на экспертизу.
  4. Покупайте у авторитетных дилеров с хорошим послужным списком. Известные торговцы и аукционные дома с большей долей вероятности имеют дело с подлинными работами. А вот покупка онлайн буквально напрашивается на неприятности, в этом случае вы не видите работу, не сможете заглянуть в глаза продавцу и задать вопросы.
  5. Запросите проведение экспертизы. Это несколько не укладывается в стандартную процедуру, но это необходимо. Если дилер отказывается от экспертизы, будьте готовы отказаться от покупки. Сегодня произведения искусства стоят зачастую дороже чем самые элитные дома и автомобили, а мы продолжаем покупать их на основании заключения «эксперта», который может иметь скрытые мотивы или не иметь необходимой квалификации.
По материалам книги «Искусство подделки» (The Art of Forgery (Phaidon)), автор — профессор Ной Чарни (Noah Charney).
Анна Сидорова © Gallerix.ru

"Лилит и Олаф" - самое огромное граффити в мире




Лилит. Автор: дуэт Ella & Pitr.
Уличные художники из Франции Элла и Питр создали не просто большой мурал, они создали самый огромный в мире рисунок на городской поверхности - такой большой, что на его фоне человеческая фигура запросто может потеряться и затаиться в одной-единственной точке изображения. Как и все остальные работы пары, это граффити изображает спящего человека - такой себе соня-великан. Но на этот раз даже с королем.




Спящий мужчина с золотыми украшениями. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Спящий школьник. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Школьник. Автор: дуэт Ella & Pitr.

Креативный дуэт Ella & Pitr из Сан-Этьена работают вместе уже более 10 лет, за которые они создали достаточно много спящих гигантов. Что правда, их сони спят не на вертикальных стенах, а как и положено - горизонтально. Для "удобной постельки" рисованных великанов подходят плоские крыши домов и складов, широкие улицы, взлетно-посадочные полосы и даже протершиеся газоны.




Птицы. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Двойной мурал. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Слушая во сне радио. Автор: дуэт Ella & Pitr.

Казалось бы, зачем так себя ограничивать и изображать только спящих людей, но Элле и Питр умудряются найти разные подходы к теме в поставленных для себя рамках. То на крыше притаились загорающие дамы, то на траве отдыхают под одеялом задремавшие детишки, то девушка скрутилась во сне так, что кажется - еще чуть-чуть, и она проснется. Однако чтобы оценить все детали этих муралов, необходимо подняться в воздух, с земли все изображение, увы, не охватить.




Дама с сумочкой. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Пляжница. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Девушка в туфлях. Автор: дуэт Ella & Pitr.

Последний мурал дуэта стал не только самым большим из их работ, но стал самым большим муралом в мире, занимая 21 кв.м. Работа называется "Лилит и Олаф" и изображает свернувшуюся во сне женщину и крошечного по сравнению с ней (но все еще значительно больше реального человеческого размера) короля, Короля Норвегии Олафа I. Эта работа приурочена в 15-летнему юбилею Нуар фестивалю в Ставангере, и потому официально мурал будет открыт во время самого фестиваля - 4 сентября 2015г.




Лилит и Олаф. Автор: дуэт Ella & Pitr.



*Лилит и Олаф* - вид с воздуха. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Маленький король. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Часть мурала *Лилит и Олаф*. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Самый большой в мире мурал. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Масштаб. Автор: дуэт Ella & Pitr.






Икар. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Элла и Питр у своей работы. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Мужчина на крыше. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Дети под одеялом. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Мужчина с ключами. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Мурал на крыше здания. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Элла за работой. Автор: дуэт Ella & Pitr.



Питр. Автор: дуэт Ella & Pitr.

Источник: http://www.kulturologia.ru