Страхи и страсти Эдварда Мунка - одного из самых дорогих художников в мире



Эдвард Мунк. Крик. Версии 1893 г. и 1895 г.

Работы знаменитого норвежского художника сегодня входят в перечень самых дорогих в мире – в 2012 г. картина «Крик» была продана за 119,9 млн долларов. Причина неугасающего интереса к творчеству экспрессиониста Эдварда Мунка (Edvard Munch) – не только в высоком уровне мастерства, а и в том заряде невероятных эмоций, которые несут его картины. Во всех работах повторяются лейтмотивы, заставляющие психоаналитиков делать выводы о страхах и страстях, всю жизнь преследующих автора.




Эдвард Мунк. Расставание, 1896 г.

Эдварду Мунку пришлось пережить немало потрясений, сформировавших его характер. В пятилетнем возрасте он потерял мать, после чего замкнулся в себе и почти год не разговаривал. Через несколько лет умерла от туберкулеза его сестра. В живописи он находит для себя утешение и отдушину.




Эдвард Мунк. Улица Карла Иоганна вечером, 1892 г.

Первая же выставка работ Мунка в Норвегии принесла ему скандальную славу. Его называли «зарвавшимся анархистом», а пресса писала: «Эти картины – не что иное, как просто мазня». Тем не менее, популярность художника росла и на родине, и за ее пределами.




Эдвард Мунк. Три периода жизни женщины, 1895 г.

Друг Мунка писатель Стриндберг часто изображал конфронтацию полов, представляя женщин как «ненасытных тварей» и «узниц порока». После череды неудачных романов Мунк разделяет мнение друга. Бурный роман с Туллой Ларсен не привел к браку, и девушка пыталась шантажировать художника, угрожая ему пистолетом. Она нечаянно нажала на курок и повредила ему руку, в результате пришлось ампутировать палец. Художник впал в затяжную депрессию и начал пить. Частые нервные срывы и злоупотребление алкоголем привели к тому, что Мунк проводит несколько месяцев в клинике для душевнобольных.




Эдвард Мунк. Ревность, 1895 г.

Темы страсти и тревоги, страха и отчаяния повторяются в большинстве работ Мунка. Он часто изображает женщин, истязающих мужчин, как на картине «Вампир»: рыжие волосы вампирши словно опутывают и поглощают мужчину. Психоаналитики утверждают, что художник испытывал страх перед сексом и видел в страсти смертельную опасность. На картине «Прах» мужчина угнетен и подавлен, он сидит, закрыв лицо руками, а волосы женщины, как длинные щупальца, тянутся к нему: «Так тоска и отчаяние овладевают душой человека, затягивая ее в свои сети», – комментирует Мунк.




Эдвард Мунк. Вампир, 1893 г.



Эдвард Мунк. Прах, 1894 г.

Двойственное отношение к женщине – как к существу желанному и опасному – просматривается во многих работах Мунка. Картина «Поцелуй» вопреки теме производит гнетущее впечатление. Один из друзей художника писал: «Это две фигуры, лица которых сливаются. И место это напоминает гигантское безобразное ухо, оглушенное напором пульсирующей крови».




Эдвард Мунк. Поцелуй, 1898 г. Мадонна, 1895 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий