Разгаданы тайны времени рождения и смерти Каналетто

05/07/2015

Он был одним из ведущих итальянских художников XVIII-го века, но до сих пор тайна окутывала все, что связано с датами его рождения и смерти. Кажется, что о таких художниках, как Каналетто, и в книгах, и в Интернете должно быть очень много информации. И этой информации, действительно, в избытке, но разные источники предлагают разные версии, разобраться в которых, подчас, тяжело даже опытным искусствоведам.
Чтобы выяснить точные даты рождения и смерти Каналетто, мы отправимся в небольшое детективное путешествие.
Начнется оно в архивах церквей Венеции, где хранятся регистры большинства рождений, браков и смертей в этом городе. Зная, где жил Каналетто — в округе Сан-Лио в Кастелло, — можно найти и информацию о его рождении. Но если установить год не составило труда, то с числом все не так просто. Складывается ощущение, что переписывая книгу каждый следующий автор ставил новую дату. Единственное решение — искать первоисточник, потому что только так можно установить не только верную дату рождения, но и причину, по которой в последствии были допущены ошибки в толковании этой даты.
И такой первоисточник был найден в библиотеке Джорджо Чини на острове Сан-Джорджо в Венеции и в 1962 году он был опубликован. Тогда же стало понятно, почему произошли ошибки в толковании даты — почерк средневекового писца был похож на шаги паука по странице. Долгое время датой рождения Каналетто считали 28 октября 1697 года, хотя на самом деле это 17 октября. В первоисточнике цифра один написана так, что её легко интерпретировать как двойку, а цифра семь читается как восемь — в этом легко убедиться, проанализировав остальные записи приходского священника.

 Свидетельство о рождении Каналетто, 1697. Photo: TheArtNewspaper.com
Кроме точной даты, из оригинальной записи о рождении можно узнать, что Джованни (Жуан) Антонио Каналетто был крещен 30 октября господином Поло, сыном покойного Вендрамина Лабретти, который жил в приходе. Его родители: господин Бернардо Канал, сын покойного Чезаре, художник, и госпожа Артемизия, дочь купца Карло Барбьери.
Свидетельство о смерти художника выглядит, на первый взгляд просто, но путаницы с ним на самом деле даже больше. Оно гласит: “Каналетто умер через семь часов после захода солнца 19 апреля 1768 от лихорадки с воспалением мочевого пузыря, которая длилась около пяти дней. Похоронен в общей могиле при братстве Сантиссимо Спирито Сан-Лио.” Таким образом, художник должен был быть членом братства, хотя никаких записей об этом найти не удалось.

 Свидетельство о смерти Каналетто, 1768. Photo: TheArtNewspaper.com
Писарь сделал и ещё несколько ошибок. Из текста следует, что Каналетто похоронен под алтарем святого причастия. В любом католической церкви, есть красная свеча или лампочка, показывающая наличие Святых Даров. В церкви Сан-Лио она находится на правой стороне главного алтаря, и Каналетто похоронен там, как указано, в общей могиле. «Братство Сантиссимо Спирито» — неверное название, его просто не существовало, поэтому могила художника долгое время оставалась не найденной. На самом деле имелась ввиду городская церковь Сан-Лио.
Вызывает сомнение и дата смерти. Писарь указывает дату как 19 апреля, время смерти — семь часов после захода солнца. Следующая запись в книге датируется уже 20 апреля, что выглядит логично, но дальнейшие исследования опять разрушают общую картину. Здесь надо вспомнить, что в XVIII веке венецианцы использовали 24-часовое исчисление времени, но их новый день начинался через час после захода солнца, час заката считался последним, 24-м часом. Если Каналетто умер через 7 часов после захода солнца, то по современному летоисчислению это будет уже 20 апреля: время заката 19 апреля — 19.01, новый день начинается в 20.01, а семь часов после заката — 3.01 по привычному нам времени.
Таким образом, запись о смерти гласит: “Синьор Антонио, [сын] Бернардо Канала, в возрасте 71 года, в течение пяти дней страдая от лихорадки и воспаления мочевого пузыря, умер 20 апреля 1768 года”.
Оригинал статьи: «Solved: the mystery of Canaletto’s birth and death dates», THE ART NEWSPAPER.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий