Как создаются шедевры


Как создаются шедевры

Процесс написания картины от белого листа до готового произведения искусства.

Секрет мастерства художника Джо Фрэнсиса Доудена прост: он давно выбросил учебники по акварели и стал гулять по настоящему лесу, подмечая и наблюдая за каждой деталью будущего пейзажа.
Создание картины по технике Доудена — сложный и скрупулезный процесс. Даже наполовину готовая картина совсем не похожа на конечный результат. Но секреты своего мастерства художник не скрывает и охотно делится в учебных пособиях по живописи.
AdMe.ru представляет подробнейшие схемы написания трех его картин.

Утро в лесу

Шаг 1. Закрашиваем старыми кисточками с маскирующей жидкостью области неба на рисунке.
Шаг 2. Небольшие кусочки неба маскируем с помощью брызг зубной щеткой. Помните, лучше замаскировать больше, чем меньше — лишнее можно потом закрасить.

Шаг 3. С помощью деревянной палочки маскируем несколько листьев.
Шаг 4. Тонкими линиями пера маскируем траву и листву.

Шаг 5. Маскируем с помощью текстурной резиновой кисти несколько листьев, кусочки неба и стволы деревьев.

Шаг 6. После того, как маскирующая жидкость полностью высохнет, набрызгайте воду на верхнюю часть рисунка с помощью большой круглой кисти. Набрызгайте немного желтой краски с помощью той же круглой кисти на мокрые участки — верхнюю часть деревьев.
Шаг 7. Легкими прикосновениями кисти, мокрым по сухому, нанесите желтую краску. Оставьте несколько белых пятен.

Шаг 8. Мокрыми красочными брызгами по мокрым водяным брызгам добавьте зеленого к желтым пятнам. Так же нанесите французский ультрамарин и жженую умбру, чтобы кое-где затемнить зеленый.
Шаг 9. Осторожно нанесите мазки крест-накрест мокрой кистью, оставляя кое-где просветы.

Шаг 10. Нарисуйте деревья по «мокрым перьям». В мокрых местах стволы и ветви будут расплываться, в сухих будут четкими.
Шаг 11. Добавьте теней, рисуя по мокрым брызгам. Используйте вспомогательные кусочки бумаги, чтобы прикрыть дорогу и сформировать брызгами бордюр.

Шаг 12. Кисточкой № 2 нарисуйте по мокрым брызгам стволы и ветви.
Шаг 13. Не забывая оставлять пятнышки света для листьев, рисуйте мокрым по мокрым брызгам. Используйте светло-зеленый с капелькой желтого и немного зеленого с жженной сиенной. Красочными брызгами по мокрым брызгам проработайте передний план.

Шаг 14. Смесью теплого серого из воды, французского ультрамарина, малинового ализарина и жженной сиенны нарисуйте дорогу. Мокрым по мокрому нарисуйте тени от деревьев на дороге из смеси французского ультрамарина, малинового ализарина и капельки жженной сиенны.

Шаг 15. Сухой кистью прорисуйте упавшую листву на бордюре. Основная часть работы готова. Чтобы показать всю сложность леса, необходимо внимание к деталям.
Шаг 16. Удалите всю маскирующую жидкость. Легким прикосновением кисти осторожно закрасьте лишние пятна света.
Прорисуйте лошадей: светлые места — жженной сиенной, темные — жженой сиенной с французским ультрамарином и синим кобальтом. Лужи оставьте белыми.
Шаг 17. Белые стволы деревьев намочите, нанесите по мокрому коричневых и зеленых оттенков. Не забывайте о форме и свете слева — добавьте собственных теней справа.
Шаг 18. Осторожно прорисуйте наездника. Темный пиджак и более светлые брюки.
Намочите лужи, добавьте неаполитанского желтого. Добавьте несколько темных теней в луже, не позволяя им полностью смешиваться с желтым.

Для создания картины использовались:
  • Бумага Whatman средне-зернистая 300гр/м2;
  • Акварельные краски: New Gamboge (коричневый), кадмий лимонный, неаполитанский желтый, зеленый фтало, жженая сиенна, жженая умбра, французский, ультрамарин
    малиновый ализарин;
  • Кисти: круглая соболиная № 12, круглая соболиная № 2, старые испорченные кисти для нанесения маскировочной жидкости;
  • Маскировочная жидкость;
  • Бумага для трафарета;
  • Малярная лента для определения края картины.

Долина Латкилл

Шаг 1. Набросок. Пером маскируем листья, блики на деревьях и маленьких веточках. Маскируем то, что в конечном варианте будет абсолютно белым. Набрызгиваем несколько бликов с помощью зубной щетки.
Шаг 2. Оторванная бумага послужит трафаретом для четких краев, когда начнем набрызгивать цвета. Сначала большой соболиной кисточкой № 10 или 12 набросайте воды, и потом — краску. Делайте это, постукивая кисточкой по тыльной стороне руки.

Шаг 3. Работайте снизу вверх для каждого нового ряда текстуры таким образом, чтобы капельки уменьшались в соответствии с перспективой. Проделайте это один раз и затем высушите все хорошенько. Цвета: желтый кадмий, зеленое золото и жженая сиенна.

Шаг 4. Закрасьте стволы желто-зеленым.
Шаг 5. Когда просохнет, повторите разбрызгивание, добавив к смеси темных тонов: французский ультрамарин и жженую сиенну.

Шаг 6. Когда картина просохнет, добавляем еще один слой разбрызгивания более темного оттенка. Затем создаем действительно темные тона при помощи черного или серо-голубого с добавлением фтало зеленого.
Обязательно просушивайте перед каждым новым слоем. Веточки на земле слева добавлены легкими касаниями кисти со светло-красным цветом. После того, как просохнет, добавьте несколько штрихов черным.

Шаг 7. Начинайте добавлять темные тона, комбинируя разбрызгивание и работу кистью. Рисуйте деревья и закрашивайте участки между листьями.
Для темных тонов можно использовать французский ультрамарин и жженую сиенну, фтало зеленый и серый пейнс, голубовато-серый.

Шаг 8. Пока поверхность еще влажная, добавьте больше желтого, жженой сиенны и зеленого фталевого раздельными вертикальными штрихами.

Шаг 9. На этой стадии все выглядит довольно неряшливо, но пока не старайтесь быть аккуратными. Добавляйте цвета мокрым по мокрому. Если поверхность высохла, увлажните ее снова. Добавьте черного и серого для темных тонов. Эти темные горизонтальные штрихи не что иное, как переплетение подводных теней.
Шаг 10. Цвета накладываются на влажную поверхность в той части, где отражается берег, и протягиваются кисточкой в область под деревом, туда, где отражения берега нет. Таким образом, в той части, где отражается берег, работаем мокрым по мокрому, а там, где отражается небо и несколько деревьев, работаем по сухому.
Шаг 11. Отражения закончены. Удаляем всю маскирующую жидкость. Светлые горизонтальные линии, показывающие свет на воде, были сделаны при помощи влажной кисти, которая сняла часть краски.
Шаг 12. Касаемся слегка приглушенным зеленым цветом некоторых блестящих листиков. Края стволов, которые были покрыты маскировочной жидкостью, покрываем очень светлым лимонным кадмием, добавляя его на правую сторону стволов.

Для создания картины использовались:

  • Бумага Whatman средне-зернистая 300гр/м2;
  • Акварельные краски: кадмий лимонный, зеленое золото, жженая сиенна, красный светлый, жженая умбра, голубовато-серый, французский ультрамарин;
  • Кисти: жесткая кисточка, иаленькие кисточки с тонким кончиком № 2 или № 3, две соболиные кисточки № 4 — № 8;
  • Маскирующая жидкость;
  • Перьевая ручка.

Солнечный свет









Для создания картины использовались:
  • Бумага Whatman средне-зернистая 300гр/м2;
  • Акварельные краски: кадмий, лимонный, жженая, сиенна, французский, ультрамарин, синий, кобальт, пурпур;
  • Кисти: круглая соболинная № 8, «нож», старые испорченные кисти для нанесения маскировочной жидкости;
  • Маскировочная жидкость;
  • Бумага для трафарета;
  • Малярная лента для опрелеления края картины.

Источник изображений: joedowden

Инфракрасные ландшафты Арктики от Daniel Zvereff


Инфракрасные снимки Арктики от фотографа Daniel Zvereff.

Инфракрасные снимки Арктики от фотографа Daniel Zvereff.

К каким только ухищрениям не прибегают фотографы, чтобы их работы выглядели максимально эффектно! Обрабатывают снимки на компьютере, добавляют спецэффекты, выбирают необычный ракурс съемки. Daniel Zvereff, снимая ландшафты Арктики, решил прибегнуть к помощи инфракрасной пленки. Этот метод фотографирования настолько искажает реальность, что обычные пейзажи выглядят так, словно съемка происходила на Марсе.

Инфракрасные ландшафты Арктики.

Инфракрасные ландшафты Арктики.


Инфракрасные ландшафты Арктики от фотографа Daniel Zvereff.

Инфракрасные ландшафты Арктики от фотографа Daniel Zvereff.


Инфракрасные ландшафты.

Инфракрасные ландшафты.


Впервые подобные снимки появились в феврале 1910 года на страницах журнала «Century Magazine». Но настоящую известность инфракрасным фотографиям принес Robert Wood, в честь которого впоследствии и назвали данный метод съемки как «Вуд-эффект».

Инфракрасное кладбище от Daniel Zvereff.

Инфракрасное кладбище от Daniel Zvereff.


Инфракрасные пейзажи Арктики от Daniel Zvereff.

Инфракрасные пейзажи Арктики от Daniel Zvereff.


Инфракрасная Арктика от фотографа Daniel Zvereff.

Инфракрасная Арктика от фотографа Daniel Zvereff.


Фотограф в основном снимал пейзажи, так как работать приходилось на экспериментальном типе пленки, а ее нужно было долго выдерживать, чтобы получить нужный результат. К 1930 году инфракрасная пленка стала доступна абсолютно всем фотолюбителям, поэтому оригинальные снимки начали появляться не только на страницах журналов, но и в семейных фотоальбомах.

Инфракрасные ландшафты Арктики от Daniel Zvereff.

Инфракрасные ландшафты Арктики от Daniel Zvereff.


Daniel Zvereff.

Daniel Zvereff.


Инфракрасные ландшафты Арктики.

Инфракрасные ландшафты Арктики.


Кстати, мы уже знакомили наших читателей с работами Robert Wood. Надо признать, что работы Daniel Zvereff ничем не уступают фотографиям признанного маэстро, а его ландшафты Арктики выглядят не хуже пейзажей столетней давности.

Украинский художник дебютировал на Art Paris Art Fair 2014

31.03,2014
 
Молодой и талантливый украинский художник Николай Толмачев представил свою страну на международной выставке Art Paris Art Fair 2014, открывшейся 27 марта в Париже.
Николай является победителем GRANT UART 2013, конкурса молодых украинских художников, и поучил в качестве награды стипендию на обучение во французской столице и поддержку вашингтонской галереи Blue Square. Основатель галереи Диане Биль заметила акварели молодого художника и предложила ему представить свои работы на одном из стендов Art Paris Art Fair. Стоит заметить, что работу Толмачева «La Jeunesse» продали в первый же день открытия выставки.
Читайте также: Картина «Заговор» современного художника Романа Махмуда
Также двадцатилетним художником из Броваров всерьез заинтересовались французские СМИ. В преддверии открытия арт-ярмарки еженедельный новостной журнал «Paris Match» взял интервью у Николая и поинтересовался его отношением к сегодняшней ситуации в Украине. «Мы уже все хорошо поняли, что наше будущее находится в наших руках. Мне хочется жить и творить в стране, в которой я, как художник, смогу быть волен в своих суждениях. И несмотря на то, что Париж был, есть и будет наипрекраснейшим источником вдохновения, все-таки я не мыслю свою жизнь и творчество вне моей родной Украины. Ведь только там мое творчество наполняется смыслом», − поделился Николай Толмачев.

Москва продолжает настаивать на возврате золота скифов в музеи Крыма



Москва продолжает настаивать на возврате золота скифов в музеи Крыма
31.03.2014
Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин направил министру иностранных дел России Сергею Лаврову и министру культуры РФ Владимиру Мединскому письма по коллекции "Золото скифов", которая находится в Европе на временной экспозиции, и заявил, что экспонаты должны вернуться в свои музеи, сообщает РИА "Новости".
"Я направил письма министру иностранных дел Лаврову и министру культуры Мединскому в связи с так называемой коллекцией "Золото скифов", которая сейчас находится в Амстердаме, и сегодня же я беседовал с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Наша позиция состоит в том, что экспонаты, которые сейчас находятся на выставке, должны быть возвращены в свои музеи", - сказал Нарышкин.
Он отметил, что часть экспонатов этой коллекции предоставлены музеями, которые находятся в Крыму.
В соответствии с заключенными в 2013 году трехсторонними договорами между Рейнским краевым музеем города Бонна (Германия), Музеем Алларда Пирсона - археологическим музеем Амстердамского университета (Нидерланды) и крымскими музеями - Керченским историко-культурным заповедником, Центральным музеем Тавриды, Бахчисарайским историко-культурным заповедником, заповедником "Херсонес Таврический" в настоящий момент за пределами Крыма находится выставка музейных предметов из собраний этих заповедников и музеев. Кроме крымских музейных учреждений в выставке принимает участие Музей исторических драгоценностей (Киев).
Письмо с требованием защитить скифское золото из крымских музеев, которое сейчас находится в Нидерландах, и вернуть его в республику, а не в Киев, также отправил на имя Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Нидерландов в РФ глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров.
Напомним, на прошлой неделе представитель археологического музея Алларда Пирсона в Амстердаме, где в рамках проекта "Крым: золото и секреты Черного моря" выставлено вывезенное из Керчи скифское золото, заявил, что руководство музея "постоянно контактирует" как с Киевом, так и с Москвой по вопросу возврата экспонатов.
"Экспонаты выставки останутся в Нидерландах по крайней мере до конца августа, когда завершится выставка. Затем они будут возвращены с учетом прав собственности на объекты. С учетом сложности этого вопроса, то, каким образом эти объекты будут возвращены, в настоящее время решается юридическими консультантами Университета Амстердама. Дополнительные рекомендации были также получены от министерства иностранных дел Нидерландов", - сказала представитель музея Яша Ланге.
Она добавила, что по этому вопросу руководство археологического музея Алларда Пирсона "находится в постоянном контакте" с Киевом и Москвой.
Выставка "Крым: золото и секреты Черного моря" была открыта в этом музее в начале февраля. На ней собраны археологические находки из пяти крымских музеев, среди экспонатов - артефакты из золота, церемониальный шлем и драгоценные камни. До этого выставка проходила в немецком Бонне. В воскресенье в СМИ появилась информация, что коллекция может не вернуться в Крым, например, если Нидерланды направят экспонаты Министерству культуры Украины.
По этому вопросу уже высказался специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он заявил, что скифское золото из крымских музеев, которое сейчас находится на выставке в Амстердаме, должно вернуться в Крым. По его словам, могут быть самые разные механизмы возвращения этих вещей, но, безусловно, поскольку это часть именно крымского культурного наследия, "эти вещи должны будут вернуться в Крым".
Ранее вице-премьер украинского правительства Александр Сыч заявил, что Россия пытается вывезти в петербургский Эрмитаж экспонаты крымских музеев, которые сейчас находятся на выставках за пределами Украины.
В связи с этим украинское правительство переподчинило эти экспонаты непосредственно Министерству культуры Украины, для того чтобы предотвратить их вывоз в Россию.
В тот же день гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что коллекция скифского золота из керченских музеев, которая была на выставке в Европе, выехала обратно на Украину, но неизвестно, вернется ли она в Крым, присоединенный к России. Это Пиотровский назвал серьезной проблемой в культурной сфере.
Тогда же появилось заявление, опровергающее информацию о попытках российских властей вывезти в Эрмитаж произведения искусства из музеев Крыма, находящиеся за пределами Украины.
"Обеспокоенность Государственного Эрмитажа и Союза музеев России судьбой коллекций ценностей из Крымских музеев никоим образом не означает наличие претензий Эрмитажа или каких-либо других российских музеев на эти коллекции", - заявили в музее, пояснив, что это был "призыв к профессиональному этическому и юридическому обсуждению сложившейся ситуации - проблемы гарантий сохранности ценностей, выезжающих на выставки".
Кроме того, директор Картинной галереи Айвазовского в Феодосии Татьяна Гайдук опровергла информацию, озвученную народным депутатом Украины Владимиром Арьевым о вывозе в Эрмитаж картин Айвазовского.
"Все картины находятся на своих местах. Коллекция, переданная Иваном Айвазовским в дар своему родному городу Феодосии, никуда не вывозится. Ни передача, ни перемещение музейных экспонатов галереи не предусматривается", - заявила она.
Ранее в ряде СМИ прошла информация о другой музейной коллекции скифского золота, принадлежащей музеям Киева. Неподтвержденные источники утверждали, что премьер-министр Украины Арсений Яценюк мог вывезти это собрание в обмен на транш МВФ. В свою очередь заведующая Музеем исторических ценностей Украины Людмила Строкова заявила, что скифское золото никуда не вывозилось и по-прежнему находится в стенах музея на территории Киево-Печерского заповедника. Но в то же время она уточнила, что часть киевской коллекции (более 20 экспонатов) также было отправлено за рубеж вместе с крымскими экспонатами.

http://newsru.com/cinema/31mar2014/zolotoskif.html

Гайдн Франц Йозеф


Франц Йозеф Гайдн (Haydn) — австрийский композитор, представитель венской классической школы. В творчестве Гайдна откристаллизовались классические инструментальные жанры (симфония, квартет), формы (сонатная форма), сложился классический состав оркестра. Для музыки Гайдна характерна широта фольклорных связей. Он автор 104 симфоний, 83 квартетов, 52 фортепианных сонат, ораторий («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, опер.
Годы странствий

Joseph Haydn, målning av Thomas Hardy från 1792.jpgФранц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года, в Рорау. Сын колесного мастера, Йозеф с ранних лет учился пению и около 1740 был принят в хор знаменитого венского собора святого Стефана, где оставался примерно до 1750 года. В эти же годы овладел игрой на нескольких музыкальных инструментах. Затем около десяти лет вел жизнь независимого музыканта: зарабатывал игрой на скрипке, органе, клавесине, работал аккомпаниатором у известного итальянского композитора и вокального педагога Николы Порпоры (1686-1768, главный представитель 2-го поколения неаполитанской оперной школы. Св. 50 опер-сериа — классические образцы жанра и виртуозного стиля бельканто 18 в.), который поощрял занятия Гайдна композицией. К этому периоду относится несколько произведений Гайдна для церкви и для различных камерно-инструментальных составов, а также музыка к зингшпилю «Хромой бес» (1752, утеряна).
У знаменитого мецената

Около 1759-1761 годов Йозеф Гайдн служил музикдиректором у графа Морцина, после чего занял должность вице-капельмейстера при дворе князя Пауля Антона Эстерхази, представителя знаменитой аристократической семьи венгерского происхождения. Должность капельмейстера перешла к Гайдну после смерти занимавшего ее Г. Й. Вернера (1693-1766) — одного из наиболее значительных австрийских композиторов своего времени. В обязанности Ф.Й. Гайдна входило руководство ансамблем из 15—20 музыкантов и сочинение музыки по требованию работодателя, которым с 1762 года был младший брат Пауля Антона, князь Николаус Эстерхази, прозванный «Великолепным».

Первоначально деятельность Гайдна проходила в Айзенштадте — родовом замке Эстерхази в 30 км к юго-востоку от Вены. Около 1767 года княжеский двор переехал в Эстерхазу — новую резиденцию, построенную на берегу озера Нойзидлер-Зе, вдали от культурных центров. В первые годы службы Гайдн сочинял преимущественно инструментальную музыку, в том числе симфонии и другие пьесы, предназначенные для княжеской «обеденной музыки» (Tafelmusik) и для концертов, устраивавшихся в замке дважды в неделю. Среди произведений этих лет выделялся триптих симфоний «Утро», «Полдень» и «Вечер и буря» (1761). Поскольку князь Николаус играл на так называемом баритоне (струнном инструменте типа виолончели), Гайдн много писал для этого инструмента; за 10 лет он сочинил около 125 трио с участием баритона. Этим же периодом датируются немногочисленные кантаты и произведения для церкви. После смерти Вернера церковная музыка заняла в творчестве Гайдна более существенное место; с 1768 года, когда в Эстергазе открылся новый театр, Гайдн много работал также в оперном жанре.
Симфонический период

В конце 1760-х — начале 1770-х годов Гайдн отхошел от развлекательной, «дивертисментной» разновидности жанра симфонии. Его лучшие симфонии этого периода отличаются серьезностью и драматизмом; в их эмоциональном строе сказалось влияние «Бури и натиска» — течения, которое в третьей четверти 18 века существенно повлияло на литературу и искусство немецкоговорящих стран. Особенно примечательны минорные симфонии №№ 26 («Жалоба»), 39, 49 («Страдание»), 44 («Траурная»), 45 («Прощальная»), 52. Период «бури и натиска» отмечен размолвками между Гайдном и князем Николаусом, которого не удовлетворял чрезмерно трагический, по его мнению, тон гайдновской музыки. Тогда же Франц Йозеф Гайдн написал 18 струнных квартетов, составивших опусы 9, 17 и 20 (так называемые «Солнечные квартеты»); по-видимому, импульсом для их создания послужил заказ извне (до конца 1770-х годов Гайдн мог сочинять для других заказчиков только с разрешения Эстерхази). По сравнению с предшествующими камерно-инструментальными ансамблями Гайдна, они характеризуются более смелым, масштабным и изощренным письмом; по существу, с них началась история жанра струнного квартета в его классической разновидности.

В эти годы начали складываться характерные для зрелого творчества Гайдна типы инструментального цикла и сонатной формы. В его сонатных allegri контраст между темами главной и побочной партий в экспозиции чаще всего выражен относительно умеренно, а разработка обширна, активна, насыщена полифонией; полифонический элемент играет большую роль и в его финалах, осложняя и обогащая развитие их оживленных танцевальных тем.
Оперы Гайдна

Среди опер Гайдна выделяются «Аптекарь» (к открытию нового театра, 1768), «Обманутая неверность» (1773) и «Лунный мир» (1777). В 1779 году театр в Эстерхазе сгорел; к открытию восстановленного здания (1781) Гайдн написал оперу «Вознагражденная верность». До конца 1770-х годов Гайдн писал главным образом итальянские оперы-буффа; его предпоследняя опера для Эстерхазы, «Роланд-паладин» (1782), относится к смешанному героико-комическому жанру, а последняя «Армида» (1784) — к жанру оперы-сериа.

Хотя оперы Гайдна никогда не пользовались особым успехом за пределами Эстерхазы, его известность росла, а издатели всех крупнейших европейских центров охотно печатали его произведения. По условиям нового договора Гайдна с князем Эстерхази последний утратил исключительные права на его музыку.
Русские квартеты Йозеф Гайдна

В 1780-х годах слава Гайдна возросла благодаря фортепианным трио и сонатам, новым симфониям (№№ 76—81 были опубликованы в 1784-85, а №№ 82—87 сочинены в 1785-86 по заказу концертной организации из Парижа) и струнным квартетам. Большим успехом пользовались 6 квартетов соч. 33, опубликованные в 1782 и посвященные великому князю Павлу Петровичу, будущему российскому императоруПавлу I (отсюда популярное название этих квартетов — «Русские»). Сам Гайдн отмечал, что они написаны «в совершенно новой манере». Возможно, при этом имелись в виду такие их особенности, как оригинальная манера использования инструментов, беспрецедентная интенсивность тематического развития, включение скерцо в состав цикла.
Новый этап в творчестве

Яндекс.ДиректЗаработок до $400 в день! Не веришь? Смотри доказательства! Простой и выгодный способ! Узнай секрет!garant-zarabotok.ruЗарабатывай и выводи на WebMoney! Надёжно! Только для серьезных.Подписка заканчивается.Получи видео на e-mailproject.zolotoi-vek.orgКак получить 168 609 wmr на свой Webmoney кошелёк? Подробности тут..psyforex.info


В 1787 году появились 6 квартетов соч. 50, посвященные королю Пруссии и, судя по всему, написанные под влиянием квартетов Моцарта, которого Гайдн считал первым композитором мира (Моцарт посвятил Гайдну 6 квартетов, созданных между 1782 и 1785). Вскоре последовали квартеты соч. 54—55 и 64. Все эти произведения знаменуют собой начало нового этапа творческой эволюции Гайдна; они характеризуются стройной и логичной формой, изобретательной и остроумной мотивной работой, гибким мелодизмом, богатством контрастов. Среди других произведений, сделавших имя Гайдна известным за пределами Центральной Европы, — оркестровый пассион «Семь слов Спасителя на кресте», предназначенный для исполнения в соборе испанского города Кадиса в дни Страстной недели (около 1785), и концерты и ноктюрны для колесных лир, написанные по заказу короля Неаполя (около 1790). Впоследствии Гайдн переложил «Семь слов» для струнного квартета (это переложение поныне пользуется широкой известностью) и для хора и оркестра.
Международное признание Гайдна

В 1790 году Николаус Эстерхази умер. Его сын Антон отменил оперные постановки и распустил оркестр, однако сохранил за Гайдном звание и жалование капельмейстера. Теперь Гайдн получил возможность жить в Вене и выезжать в другие страны. Лондонский импрессарио и скрипач Иоганн Петер Заломон (1745-1815) пригласил его в Англию для работы над оперой, симфониями и другими произведениями. Гайдн совершил две длительные поездки в Лондон: в 1791-1792 и 1794-1795 годах. Здесь он сочинил и с огромным успехом исполнил свои 12 последних симфоний (№№ 93—104); в Лондоне были написаны также Концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром, ряд хоров, фортепианных сонат и трио, песни (в том числе канцонетты на английские слова поэтессы Э. Хантер), обработки британских народных песен, предназначенные для лондонских и эдинбургских нотоиздателей. Премьера оперы-сериа «Душа философа» (на сюжет мифа об Орфее, 1791) не состоялась из-за закулисных интриг. В Англии Гайдн был окружен всяческими почестями; он удостоился степени почетного доктора Оксфордского университета (на церемонии была сыграна его Симфония № 92, так называемая «Оксфордская»), выступал перед королевской семьей. Одним из значительных музыкальных впечатлений стало знакомство с музыкой Георга Фридриха Генделя, которую Гайдн слушал в Вестминстерском аббатстве в исполнении больших хоровых коллективов.
Снова в Эстерхазе

В 1795 году Гайдн вернулся к исполнению функций придворного капельмейстера семьи Эстерхази (князь Антон умер в 1794, наследником стал его сын Николаус-младший). Теперь основная обязанность Гайдна заключалась в сочинении месс на именины княгини. В 1796-1802 годах Йозеф Гайдн написал шесть месс; они весьма различны по тематизму, оркестровке и т. п., однако всем им в равной мере присуще сочетание симфонического размаха и молитвенной сосредоточенности. В некоторых из них отразились переживания, связанные с наполеоновскимивойнами (таковы «Месса времен войны», 1796, «Месса тревожного времени, или Нельсон-месса», 1798). Среди инструментальных произведений 1790-х годов выделяются шесть квартетов соч. 71 и 74, написанные между двумя поездками в Лондон, и более поздние квартеты соч. 76 (всего 6) и 77 (2). Свойственные Гайдну дух изобретения и склонность к энергичному, интенсивному развитию музыкальных идей проявились в квартетах соч. 76—77 не менее ярко, чем в лучших симфониях. Некоторые из квартетов характеризуются виртуозным и блестящим письмом, которое свидетельствует о том, что они предназначались для исполнения не столько в салонах, сколько в больших концертных залах. Концертный размах присущ и некоторым поздним сонатам Гайдна для фортепиано, особенно №№50 (C-dur) и 52 (Es-dur) (около 1794-95).

В 1796 году был написан Концерт для трубы с оркестром — безусловно лучший (наряду с двумя более ранними концертами для виолончели) инструментальный концерт Гайдна. Поздний период творчества композитора был отмечен также созданием двух монументальных ораторий — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Первая из них построена по генделевской модели библейской оратории, тогда как вторая скорее представляет собой цепь ярких, колоритных эпизодов, а не единое вокально-симфоническое целое.
Последние годы жизни

В 1804 году Гайдн был избран почетным гражданином Вены. К этому времени он практически перестал сочинять. В последние годы он дважды продиктовал свои мемуары и подготовил каталог своих произведений. Полный тематический каталог музыки Гайдна был составлен только в середине 20 века голландским музыковедом А. ван Хобокеном. В гигантском по объему наследии Гайдна есть произведения, которые до сих пор не записаны и почти не исполняются.

Многие квартеты и симфонии Гайдна известны под разного рода «неофициальными» названиями. В одних случаях эти названия отражают звукоподражательный или изобразительный аспект гайдновских тем, в других напоминают о том, кому посвящены те или иные произведения, об обстоятельствах их создания или первого исполнения. Среди наиболее популярных — симфонии №№ 48 «Мария Терезия» (до 1773), 53 «Величественная» (1778-81), 55 «Учитель» (1774), 59 «Пламя» (1769), 60 «Рассеянный» (1774), 73 «Охота» (около 1782), 82 «Медведь» (1786), 83 «Курица» (1785), 85 «Королева [Франции]» (около 1785), 92 «Оксфордская» (1789), 94 «Сюрприз, или С ударами литавр» (1791), 96 «Чудо» (1791), 100 «Военная» (1794), 101 «Часы» (1794), 103 «С тремоло литавр» (1795), 104 «Заломон, или Лондон» (1795), квартеты соч. 33 № 3 «Птичий» (около 1781), соч. 50 № 6 «Лягушачий» (1787), соч. 64 № 5 «Жаворонок» (1790), соч. 74 № 3 «Всадник» (1793), соч. 76 №№ 2 «Квинты», 3 «Императорский», 4 «Восход солнца», (все около 1797).

Композитором был и младший брат Гайдна Михаэль (1737-1806). Был также плодовитым автором инструментальной музыки. Франц Йозеф Гайдн скончался 31 марта 1809, в Вене.