Звездная болезнь – это не про него. Художник Сакит Мамедов

Известный живописец, заслуженный художник Азербайджана, член Ассоциации художников ЮНЕСКО, почетный член Российской Императорской Академии художеств, обладатель престижной российской премии "Человек тысячелетия" Сакит Мамедов – стал первым азербайджанским художником, получившим звание академика ЕАЕН (Европейской академии естественных наук) за вклад в мировую культуру и изобразительное искусство. Художник был награжден Орденской медалью Леонардо да Винчи, а также Орденом "Чести Европы". Орденская медаль учреждена Европейским комитетом по наградам и премиям при ООН в честь 550-летия гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Почетную награду вручают за особые заслуги перед мировым сообществом, своей Родиной и межправительственными организациями за создание выдающихся произведений в области живописи, скульптуры, архитектуры, литературы и в других сферах культуры и искусства. Его картины находятся в лучших музеях и галереях мира, в частных коллекциях известных людей.






Что изменилось в жизни Сакита после присуждения этих престижных наград? В его характере и привычках? В оценке приоритетов? В общем-то, ничего. Звездная болезнь – это не про него. Он по-прежнему считает главным для себя достойно представлять Азербайджан везде, где только можно. Единственное чувство, которое он испытал - это огромная гордость за свою страну и свой народ.








"Я ценю самую большую награду, которую мне дал Аллах, - дар, который есть у меня. За это я безмерно благодарен. Сегодня и всегда. Даже теперь, по истечении десятков лет, что я в искусстве, я не перестаю удивляться тому, что я, художник, вижу то, что не видят другие, и могу это передать на холсте. А наградой художнику, мне кажется, служит то, что твою работу выставляют в музеях, и сотни, тысячи людей приходят увидеть ее. Звания и награды, полученные за рубежом, от международных организаций очень важны вот еще с какой стороны: они позволяют большому числу людей узнать про нашу страну.








И повторюсь, самое важное для меня - это дар, который мне дан свыше. Это высшая награда, которую может иметь человек. Очень важно понять, что именно это тебе дано, и ты должен этим заниматься. К сожалению, не каждый человек может это определить. И это печально.
Как я понял, что должен стать художником? Ничего не осознавая, не понимая, рисовал, где только мог. Только бы в руках был карандаш или краски. С самого детства.








В Нефтчале все занимаются ловлей рыбы. Этим занимался и мой отец. Такая судьба, возможно, ждала и меня, не знаю. Помог случай. Наша соседка Гонча хала работала уборщицей в Доме пионеров. Как-то, увидев мои рисунки, она отвела меня в кружок рисования, с этого все и началось. Ни о чем другом я и не думал. Окончив художественное училище им. А.Азимзаде, поехал в Ленинград, в Академию художеств им. И.Репина.






Я многое взял у своих педагогов в художественном училище им. А.Азимзаде, Академии художеств, у Русского музея, Эрмитажа, у других музеев, в которых мне удавалось побывать. И своим ребятам я всегда говорю, чтобы они учились - не только у меня, но и у других художников. Учу бродить по музеям, читать хорошие книги и слушать прекрасную музыку. Чтобы любили землю, на которой живут, чтобы старались заработать честный хлеб, чтобы трудились. Это звучит банально, но я по себе знаю, как важно, чтобы рядом был учитель. Я это остро ощущаю, может, потому, что у меня этого в молодости не было. Естественно, я говорю с молодыми художниками о том, как выстроить композицию картины, что живописцу надо знать анатомию и т.п. Нельзя научить быть художником, но научить учиться того, в ком есть божья искра, можно. А еще важнее - помочь молодому человеку сформироваться как личность.








Покойный Папа римский Иоанн Павел II, чей портрет был подарен понтифику от имени азербайджанского государства, увидев свой портрет, сказал: "Это я!"



Хотя его рисовали многие известные французские и бельгийские художники, и ему есть с чем сравнивать. Вы знаете, портрет удается тогда, когда твоя модель - личность. Что такое портрет? У него два автора, это результат общения двух людей - художника и модели. У Папы Иоанна Павла II было одухотворенное лицо, он был мудрый человек, с ним интересно было беседовать. Он сказал фразу, которая осталась в памяти: "Есть два пути остаться в истории: давая народу хлеб и отбирая его у народа". Увидеть человека, суметь прочитать его характер - интересно и вместе с тем очень трудно. Наверно, поэтому я больше всего люблю жанр портрета.



Древние греки считали, что если человек при жизни оставил след, то у него есть шанс остаться в памяти и после смерти. В одном из своих многочисленных интервью Сакит однажды сказал, что каждый его день, прожитый с любовью и улыбкой, оставляет след на его картинах. И словно в подтверждение этих слов на нас смотрят его восхитительные полотна – это и есть частицы его души, любви к родине, природе, жизни, женщине и ко всему прекрасному. Сакит как художник уже оставил след не только на картине своей жизни, но и в душах своих многочисленных поклонников, ряды которых постоянно растут, и поэтому его имя преодолеет века, и через много лет ценители искусства будут восхищаться его картинами, светом и блеском его потрясающих полотен.





Художник Сакит Мамедов родился 5 августа 1958 года в Азербайджане, в городе Нефтчала. С 1974 по 1978 год учился в Азербайджанском Государственном Художественном Училище имени Азима Азимзаде которое окончил с отличием. С 1978 по 1980 военная служба. В 1981 году поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств имени И.Е.Репина на факультет живописи, которую с отличием закончил в 1987 году. Его картины находятся в лучших музеях и галереях мира, в частных коллекциях известных людей.





Комментариев нет:

Отправить комментарий