Катакомбы Парижа: мрачная романтика французской столицы

катакомбы ПарижаПариж в глазах подавляющего большинства людей является красочным и привлекательным городом. Для кого-то это великолепие исторического центра города, воплотившееся в Елисейских полях, Триумфальной арке, Доме инвалидов, Лувре, соборе Нотр-Дам и других архитектурных шедевров. Для других это романтическое обаяние узких улочек и кафе Монмартра и Монпарнаса, связанное со знаменитой богемой XIX-XX веков. Для третьих это современная экзотика, заключающаяся в таких районах Парижа, где исконные парижане опасаются появляться, зато отовсюду звучит арабская речь и всяческие африканские наречья. Но почти ни для кого катакомбы в Париже не являются символом французской столицы, тогда как это сооружение достойно особого внимания.

Город на пустоте
катакомбы ПарижаМежду тем вопрос о существовании катакомб актуален для любого крупного европейского города, тем более столицы, история которой начинается как минимум со Средних веков. Вот и если прогуляться по Парижу и оглянуться по сторонам, то можно увидеть огромное количество каменных зданий, причём многим из них сотни лет и на их постройку ушло немало камня. Но все эти соборы, замки и дворцы были построены не из воздуха, для них нужно было добывать строительный материал. Где добывать? Разумеется, в земле. Вот и катакомбы под Парижем появились в процессе решения строительного вопроса. Примерно с XI века ресурсы известняка, который можно было добыть на поверхности земли в окрестностях города, иссякли, пришлось углубляться в недра и тем самым создавать подземные тоннели, со временем превратившиеся в катакомбы.
Париж строился активно, камня нужно было всё больше и больше, особенно в период монументального строительства, начавшегося в XVII столетии. Так что неудивительно, что к настоящему моменту общая протяжённость тоннелей под французской столицей составляет как минимум 190 километров. Есть и оценки в 300 километров, свидетельствующие о существовании разветвлённой системы тоннелей. Между тем до того самого XVII века катакомбы располагались за пределами городской черты. Однако с расширением Парижа новые районы города оказались уже над катакомбами, так что французские короли даже создали специальную службу по надзору за состоянием катакомб. Потому что активное строительство, ведущееся на обширных площадях подземных пустот, было чревато возможными сложностями и даже трагедиями. Кстати, парижские катакомбы нашли своё применение и в XX веке: в годы Второй Мировой войны именно здесь располагались, с одной стороны, штабы французского Сопротивления, с другой, тайный командный центр немецкими войсками, оккупировавших Францию.
Большая-большая могила
катакомбы ПарижаОднако сегодняшняя привлекательность катакомб Парижа обусловлена не масштабами и мрачной атмосферой этих подземных сооружений, а любопытной тягой людей к зловещим и жутковатым зрелищам. Дело в том, что практически все катакомбы под древними европейскими городами представляют собой оссуарии, то есть места хранилища человеческих останков (скелетов). В этом нет ничего странного, если знать историю жизни Средневековой Европы. Первоначально кладбища в европейских городах располагались непосредственно в городской черте, рядом с соборами и церквями. По мере разрастания городов и увеличения количества погребений эти кладбища просто не вмещали всё новых и новый покойников. Поэтому старые захоронения раскапывались, кости из них доставались и складывались там, где было свободное место. А свободного места предостаточно было в подземных тоннелях.
Аналогичная история произошла и с парижскими катакомбами. Кроме того, свою роль сыграли и опустошительные эпидемии Средневековья, периодически в буквальном смысле заваливающие Европу горами трупов (как например, знаменитая «Чёрная смерть», эпидемия чумы XIV столетия). Поэтому к XVIII столетию, когда городские кладбища были переполнены и нередко являлись очагами распространения инфекций, было решено запретить захоронения в самом городе. Останки же и существующих кладбищ в основном были помещены именно в катакомбах. На сегодняшний день в подземельях Парижа находятся кости примерно шести миллионов человек. В их число входят и многие знаменитые люди, чьи останки были перенесены в катакомбы после закрытия множества старых городских парижских кладбищ. Например, именно здесь покоятся великий философ и учёный Блез Паскаль, знаменитый автор сказок Шарль Перро, выдающийся писатель Франсуа Рабле и многие другие.
Как зарабатывать на катакомбах
катакомбы ПарижаСегодня парижские подземные тоннели являются одной из составляющих развитой туристической инфраструктуры. Правда, массовым этот вид парижского туризма назвать нельзя из-за специфических характеристик данного «объекта». В настоящее время для посещения туристами открыто от двух до трёх километров парижских катакомб (и это из как минимум 190 километров). В качестве показательного и наиболее безопасного выбран участок подземных тоннелей, вход в который находится близ станции метро Данфер-Рошро. Кстати, рядом с павильоном, обозначающим вход в подземелье, находится и небольшой музей катакомб в Париже, соединённый с сувенирной лавкой.
За счёт ограниченности доступной для экскурсий площади количество запускаемых за один «заход» туристов не превышает 200 человек. При этом допускаются вниз только экскурсионные группы, индивидуальные посещения катакомб запрещено законом начиная с 1955 года. Несмотря на это, любителей самостоятельно побродить по живописным тоннелям хватает. Для недопущения подобных нежеланных посетителей (во-первых, они могут просто заблудиться в бесчисленных подземных лабиринтах, во-вторых, нахождение в катакомбах само по себе небезопасно) создана специальная подземная бригада полиции, патрулирующая известные тоннели. Ограниченность посещения катакомб обусловлена в первую очередь негативным прогнозом экспертов – по их мнению, без масштабной реконструкции катакомбам грозит гибель.
С течением времени поднимается уровень грунтовых вод, которые подмывают известняковые опоры-колонны, на которых и держатся своды катакомб. С этим явлением парижские власти пытаются бороться на протяжении более двухсот лет. В настоящее время соответствующие службы просто заливают бетоном обнаруженные проблемные места. Однако это не решает проблемы в целом – часть тоннелей катакомб уже затоплена подземными водами.
Александр Бабицкий

Комментариев нет:

Отправить комментарий