А. Хачатурян «Спартак»



Либретто по историческим материалам, мотивам романа Р. Джованьоли и собственным фантазиям Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.

1 акт

Пролог. Сцена представляет Колизей, в центре которого живописное аплицированное полотнище. Поднимаясь, опускаясь и поворачиваясь, оно определяет место действия на протяжении всего спектакля. Важным дополнением служит условный  экспрессивный свет.
Фракиец Спартак яростно сражается с невидимыми для зрителя врагами. В него летят стрелы лучников. Раненый Спартак попадает в плен к римлянам.
Сцена 1. Парад войск. Экс диктатор Рима Сулла. Принимает парад победы. Он на высоких котурнах. На арене появляются лучники, копьеносцы, воины со щитами и мечами. Предводители когорт сбрасывают к ногам Суллы штандарты поверженных стран. Сулла награждает каждого пальмовой ветвью. В торжестве в облике богини победы участвует греческая рабыня танцовщица Аврелия. Вместе с ней выступают рабыни танцовщицы в костюмах весталок с пальмовыми ветвями в руках. Танцевальным дивертисментом руководит актер Метробий — друг Суллы. Он и сам принимает участие в представлении в роли бога войны. Последними из ворот выбегают амазонки со щитами и мечами в руках. Рабы выносят на металлических носилках в виде коня предводительницу женского войска амазонку гречанку Эвтебиду. Сулла надевает на её голову лавровый венок.
Через колизей проходят пленные рабы. Кто-то с трудом идёт сам. Кого-то несут на руках. Замученные тяжелой дорогой они останавливаются передохнуть. К рабам устремляются танцовщицы и Аврелия. Женщины ищут среди пленных своих близких. Но Метробий требует продолжения торжества. В разгар парада происходит движение в войсках. Копьеносцы, лучники, воины с мечами устремляются к центральным воротам. Из них выходит опутанный верёвками Спартак. Его с трудом удерживают стражники. Следом на колеснице выезжает Марк Красс — предводитель римского войска, победитель в последнем сражении.
Атлет Спартак — его главный трофей. Все приветствуют Красса. Он движется по колизею, отвечая на восторженные жесты. Сулла даёт сигнал Аврелии принести лавровый венок. Она устремляется к Крассу и вдруг видит Спартака — своего возлюбленного. Венок выпадает из её рук. Разъяренная Эвтебида бьет рабыню по щекам и сама отдаёт венок Сулле. Экс диктатор венчает им голову Красса. Аврелия бросается к Спартаку. Войско выстраивается в традиционный парадный рисунок.
Сцена 2. Бои Гладиаторов. Метробий отгоняет Аврелию от Спаратака. Его уводят стражники. Сулла, Красс, Метробий и Эвтебида располагаются в ложах на специальных кушетках. Публикой в колизее являются сами зрители, пришедшие на балет. По знаку Суллы над всеми воротами поднимаются лестницы-решетки. Из-под них выходит первая группа гладиаторов — Андабаты. Сулла опускает на лица гладиаторов специальные маски. Они будут сражаться в шлемах, почти полностью закрывающих глаза. Красс и Эвтибида с азартом наблюдают за сражением. Юноши погибают один за другим, нанося удары вслепую. Стражники крюками уволакивают убитых с поля сражения. Наконец остался последний андабат. Он наносит удары, не достигающие цели. Эвтебида закрывает глаза Крассу и дает ему в руку меч. Сулла подталкивает гладиатора и тот попадает спиной на острие. Воин падает. Эвтебида наклоняется на ним. Вид крови возбуждает амазонку. Сулла призывает рабынь. Аврелия приносит кувшин с вином. Остальные девушки подставляют кубки. Все снова занимают свои ложи.
Сулла вызывает следующих гладиаторов. Они играют роли Ретиария и Мармилона — рыбака и рыбки. Рыбак с копьем и сетью, рыбка — со щитом и мечем. Гладиаторы выходят обнявшись — они друзья. Но сейчас им предстоит сразиться не на жизнь, а на смерть. Рыбак бросает сеть, рыбка уворачивается. Удача то на одной, то на другой стороне. Рыбак выбивает меч из рук рыбки, тот повисает на копье, не давая себя достать. Сулла возвращает копьё юркому весёлому воину. Симпатии на его стороне. Рыбаку, наконец, удаётся накинуть сеть на рыбку. Но тот достает его мечом. Рыбак теряет силы. Рыбка просит пощады для своего товарища. Но Эвтебида и Красс непреклонны. Рыбка посылает проклятие всему Риму и убивает себя мечом. Патриции хохочут. Стражники крюками растаскивают убитых.
Сулла призывает следующую группу гладиаторов — это Фракийцы и Самниты. Воины рвутся в бой, и стражникам едва удается их сдержать. Но вот дан сигнал и гладиаторы вступают в сражение. Амазонки с копьями, воины со щитами и мечами. Сулла приготовил маленькое представление. На арену выбегает миниатюрная девушка с развивающимися волосами, она с легкостью опрокидывает и перекидывает через себя гиганта стражника. Другой тоже огромный выбивает у неё меч, но девочка ловко обезоруживает противника и с двумя мечами, торжествуя, подходит к Сулле. Экс диктатор награждает любимицу поцелуем. Бой в разгаре.
По мановению Суллы на арену выпускают Спартака. Он влетает в гущу боя, опираясь на копья противников, обезоруживает троих гладиаторов, добытыми в бою мечами пронзает копьеносцев, торжествуя опирается ногой на спины поверженных воинов. Эвтебида и Сулла в восторге. Красс гордится своим пленником. Окрылённый успехом Спартак, просит сохранить жизнь поверженным гладиаторам. Это Ганник, Крикс, Касс. Эвтебида, очарованная красавцем-воином поднимает большой палец вверх, показывая знаком «жизнь». Сулла присоединяется к ней, Красс ревнует. Спартак совершает по арене круг почёта. Но в конце стражники по знаку Красса снова опутывают его верёвками.
Эвтебида зовёт рабынь. Они надевают на неё перчатки и головной убор волчицы — символа Рима. В завораживающем танце амазонка, то дразнит Спартака, подтягивая и отпуская его на верёвке, то заматывает, то разматывает его. В конце концов вся верёвка оказывается на ней. Грозный Красс, встревоженный Сулла и верный Метробий подходят к Эвтебиде. Она обнимает Красса. Все поднимают её высоко на руках и уносят с арены.
Сцена 3. Таверна Либитины Одноглазой. Спартак свободен. К нему подбегают Ганник, Крикс, Касс, спасенные в бою гладиаторов. Все они устремляются в таверну. По лестницам в подвальчик спускаются рабы, одетые в серые рубища. Входит сама Либитина — хозяйка таверны. В руках у неё и служанок кружки с вином и шпажки с колбасками. Гости с жадностью набрасываются на еду. Либитина со служанками приносят козлёнка на подносе. Голодные рабы окружают поднос и вот уже на нём, обглоданный скелет козлёнка. В таверну пробирается тайком Метробий, закрыв лицо капюшоном. По лестницам спускаются Спартак и его друзья. Вместе они призывают рабов к восстанию. Метробий подсматривает, подслушивает. Женщины вовлекают его в тарантеллу, а затем уводят из таверны. Теперь рабы преображаются. Они сбрасывают с себя рубища и танцуют воинственный танец. Восстание началось. Во главе Спартак и его друзья.
Сцена 4. Улица. Опускается серебряное полотнище с римским орлом. Сцена превращается в улицу. Спартак один. У него приподнятое настроение. Его мечта освободить рабов и отпустить их в родные страны начала осуществляться. Таким застаёт его Аврелия. Она боится приблизиться к возлюбленному. Её так унижали в доме Суллы. Захочет ли видеть её Спартак. Нет, лучше уйти. Но Спартак оборачивается и бросается навстречу. Он любит её, жалеет, сочувствует её страданиям. Но пора расстаться. По улице движутся патриции и патрицианки на высоких котурнах и в раскошных нелепых одеждах. Они приглашены к Экс диктатору Сулле. Шлейфы патрициев несут шуты и золотые гермафродиты. Проносится Метробий, затем на серебрянном постаменте рабы провозят Красса. На прием к Сулле отправилась и Эвтебида. Она тоже на котурнах. Перед ней гирлянды цветов несёт Аврелия. Эвтебида замечает Спартака. Она подзывает его. Спартак смущен. Он обязан Эвтебиде свободой, но не может ответить на столь недвусмысленно проявленные чувства. Улица пустеет. И снова на короткие мгновения могут увидеться Спартак и Аврелия.
Сцена 5. Терраса дворца Суллы. Серебряное полотнище поднимается, зажигаются факелы. Входит Сулла со своей модной египетской собачкой. Золотые гермафродиты вносят кубки, кувшины с вином и подносы с яствами. Но главное угощение — это сценки, специально приготовленные Суллой для богатых и знатных гостей. Метробий в женском платье с двумя мимами исполняет озорной двусмысленный танец. Мимы соблазняют некую прекрасную незнакомку, то есть Метробия, но «она», в конце концов бросается в объятия Суллы. Красс и Эфтебида въезжают на террасу сидя на серебряных кушетках. Они снимают парадную одежду, и остаются в лёгких тюниках. Приближаются друг к другу на котурнах, от которых освобождаются при помощи рабынь. Их танец начинается с чопорных официальных приветствий и поцелуев, но постепенно приобретает эротический фривольный характер. К Крассу и Эфтебиде присоединяются Метробий и Сулла. Все они пытаются вовлечь в свои игры Аврелию, забавляются её смущением. Рабыне удаётся ускользнуть.
Эфтебида пьет вино из огромной чаши, становится развязной. Пьяные патриции преследуют её, пытаются заключить в объятия, поцеловать, подливают ей всё больше и больше вина. Наконец, в изнеможении Эфтебида падает на пол, патриции валятся вслед за ней. Красс в ярости:«Кто посмел покуситься на его наложницу». Плетью он хлещет провинившихся плетью.
Сулла останавливает Красса, чтобы не допустить кровопролития. Чтобы разрядить обстановку, он демонстрирует еще одно свое произведение — танец кентавра и нимфы. Роль нимфы исполняет лучшая его танцовщица — рабыня Аврелия. Патриции и патрицианки вторят сладострастному танцу. В конце все гости с восторгом поздравляют Суллу с гениальным произведением.
Но это еще не всё. Следующий спектакль «великого режиссера» — девушки со змеями. Во главе по замыслу Суллы — Медуза Горгона. Её голова украшена венком из змей. Девушки, одурманенные змеиным ядом, движутся медленно, как во сне. Гости побаиваются ядовитых рептилий, подвешенных на цепочках к шеям танцовщиц. Но это придает остроту ощущениям. Танец постепенно убыстряется. Девушки впадают в экстаз. Сулла, Красс, Метробий, Эфтебида поддаются беснованию. Танцовщицы хлещут змеями Красса. Это доставляет ему явное наслаждение. Но  в самый разгар оргии во дворец Суллы врывается Спартак, его друзья Ганник, Крикс, Касс и рабы, которые еще не стали войском, но уже и не толпа. Они вдохновлены великой идеей — получить свободу, освободится от рабства, вернуться на родину, завоёванную Римом и продолжить борьбу за свою территорию. Родина у каждого своя, но идея для всех едина. На балконе террасы появляется Аврелия.

2 акт.
Сцена 1. Манёвры. Спартак, Ганник, Крикс и Касс обучают рабов римскому строю. Буквально на  глазах разрозненный сброд превращается в стройное войско.
Сцена 2. Бой с Римлянами. Во время боя с римлянами Эфтебида встречает Спартака. Она снова выказывает ему свои горячие чувства. Спартак отстраняется. Униженная амазонка пытается заколоть его мечом, но безуспешно. В бою побеждают спартаковцы.
Теперь они сбрасывают штандарты поверженных когорт к ногам Спартака. Криком «Барра!» победители знаменуют свой триумф.
Сцена 3. Лагерь Спартака. К Спартаку подбегает Аврелия с мечом и щитом. Шутливо нападает на него. Тот в весёлой игре обезоруживает свою любимую. Радостное настроение влюблённых нарушают Ганник, Крикс и  Касс. У них явно появились разногласия. Каждый борется за власть в стане Спартака.  И только сам Спартак сумел погасить нарастающую ссору. Аврелия возвращает любимого к идиллическому настроению.
Сцена 4. Лагерь Римлян. В лагере Красса смятение. Поражение обескуражило триумфатора. В ярости он  совершает децинацию — убивает каждого десятого воина. Гонится с мечом за самым верным слугой Метробием. Эфтебида отводит от актёра гнев Красса. Она приближается к Крассу,  ласкает его. Красс готов поразить себя мечом, но амазонка отбирает у него оружие.
Сцена 5. Тайный египетский храм. Полотнище опускается, переворачивается, превращая сцену в древнее святилище. В храме ритуальные фигуры представляют египетских богов. В руках у жреца завернутая в красное покрывало жертва. Над жрецом взлетает Эфтебида в одеждах богини Изиды. Она преследует жертву и поражает её мечом Красса. Теперь этот меч, окроплённый кровью невинной девушки должен принести Крассу победу. Красс снова обретает уверенность в себе.
Сцена 6. Лагерь Спартака. Упоённые успехами, Ганник, Крикс и Касс вместе с рабами, грабят патрициев, насилуют их жен. Спартак останавливает соратников, объясняя, что они ведут себя так же, как ненавистные им патриции. Большая часть войска во главе с Криксом не согласны со Спартаком. Они отделяются и покидают лагерь.  Остаются Ганник, Касс и самые верные Спартаку воины. Предводитель восстания понимает, что войско ослаблено и его надеждам на свободу не суждено сбыться.
В глубоких раздумьях его застаёт Аврелия. Оба чувствуют, что это их  последнее свидание. Оставшиеся со Спартаком сподвижники призывают его к военным действиям. Аврелия горестно расстаётся со своим героем.
Сцена 7. Сражение. Под звуки фанфар появляются Красс, Эфтебида и Метробий в военных одеяниях. К ним присоединяются воины и амазонки. Идёт кровавое сражение. Спартаковцы начинают побеждать. Но них наступает стена римлян с огромными щитами. Спартаковцы не могут прорваться сквозь непреодолимый заслон. Стрелы лучников не достигают цели. Раздвинув щиты, Спартак устремляется в образовавшуюся брешь. Щиты смыкаются за его спиной.
И вот Спартак остаётся один на один с Крассом. Никто не вмешивается в поединок. Лучники с натянутыми тетивами следят за тем, как дерутся два гиганта. Красс ранит противника в бедро. Но собрав последние силы, Спартак выбивает меч из рук Красса. Эфтебида и Метробий протягивают ему меч, окроплённый кровью жертвы, но Красс его отвергает, идёт рукопашная. Поверженный наземь Красс прерывает борьбу, подав знак добить противника. Лучники расстреливают Спартака. Он падает на щиты и скатывается по ним наземь. Под звуки фанфар торжественно удаляются Эфтебида, Красс и Метробий. Спартак распластан на земле. К нему тайно пробирается Эфтебида. Гречанка горюет над телом прекрасного юноши, оплакивая  несостоявшуюся любовь. Тело Спартака уносят Ганник и Касс.
Сцена 8. У стен Рима. Печальная Аврелия бредет, освещая путь плошкой с огнём. Она понимает, что Спартак погиб. Горе её не имеет границ. К ней присоединяются рабыни из разных стран. Они тоже оплакивают своих погибших. Огни в руках плачущих женщин освещают распятых на стене спартаковцев.
Сцена 9. Триумф Красса. Красс, Эфтебида, Метробий торжествуют победу. Снова парад римских когорт принимает Сулла. Измученные рабы волокут колесницу Красса как символ несокрушимого римского государства. Среди рабов опустошенная горем Аврелия.
Сцена 10. Эпилог. В ярких лучах появляется фигура Спартака — бессмертное олицетворение мужества и бесстрашия.


Комментариев нет:

Отправить комментарий